«Генератор Времени»

Неужели эпилог?

Девочка лишь немного похудела и, не скрою, поднабралась новых словечек и выражений, значение которых не вполне понимала. Всё-таки почти целый год...

Нет, слава богу, не тех слов, о которых вы подумали — не требуется особого чутья, чтобы отфильтровать словесную грязь раз и навсегда. Но некоторые смешные словечки вроде «как бы», «параллельно», «фиолетово» и даже «в натуре» иной раз мелькали в речи этой милой девочки. Правда, впоследствии выветрились — так смывается дождём пыль с июльской листвы.

Чтo описывать радость встречи? Надо ли живописать объятья и поцелуи, звонки друзьям, блестящие глаза, в которых всё ещё грозной тенью отражалось пережитое отчаяние и безнадежье, в которых радостной искрой вспыхивало воспоминание о неожиданных находках, маленьких открытиях, нелёгком пути обратно в Грядущее сквозь серый ледяной туман напастей Минувшего...

А сколько нового и необыкновенного она узнала!

— Ты теперь сокровище для историков, дочь! — воскликнул враз помолодевший профессор Дрейк. И добавил ревниво:

— Не потеряешь интерес к космобиологии?

— Лучший отдых — смена занятий, — смеясь, успокоила девочка отца фразой, услышанной ею вечность назад там, в далёком прошлом.

— Довольно. Теперь, малышка, за работу. Ты должна рассказать компьютеру всё до последней детали. Всё, что помнишь о прошлом и о своих приключениях. Ты даже не представляешь, как это важно.

— Не называй меня малышкой, — немного обиделась девочка. — Вполне представляю. Там всё совсем не так, как рассказывали в школе. Это меня поначалу совсем сбило с толку. Ну, я и решила, что попала на другую планету. Пыталась изучить их обычаи; уже приготовилась было всегда жить среди них и постараться как-то им помочь — они там все такие несчастные! Пускули...

— А потом нашла книжку про себя, да?

— Нет, сначала фильм, — улыбнулась синеглазая девочка, которая, конечно, давным-давно, где-то с третьей серии, поняла: её ищут и уже почти нашли, надо только запастись терпением и быть внимательной. — Правда, я там совсем не такая, хоть чем-то и похожа.

— А насчёт «другой планеты» — это художественное преувеличение, да? — спросила мама.

Девочка взглянула на неё с недоумением.

— Разве трудно было по звёздному небу догадаться, что планета та же самая? — ещё более недоуменно воскликнула мама.

Юная хронопутешественница промолчала.

Разве можно поверить, что они там, в старинном Авксоме, месяцами не видят звёзд? Серые тучи, серый туман вперемешку с копотью автомобилей и котельных, серые громады зданий, застящие небосвод... Тот, кто не был там, — не поймёт.

— Ладно, милая, за работу, за работу. Успеем ещё наговориться, ведь правда? Теперь всё позади.

И девочка, усевшись к микрофону компьютера, начала свою историю, стараясь быть последовательной, не сбиваться и припомнить каждую деталь, каждую мелочь.

Вокруг собрались тесным кольцом и заворожённо слушали длинный рассказ Ингвар с женою, Ричард со Светланой, академик Петров со своим стареньким домашним роботом, аппаратом очень любопытным и оттого тоже пришедшим встречать девочку, стайка одноклассников нашей хронопутешественницы, соседи, знакомые, друзья, потомки участников операции «Интервенция сказок»... Теперь это уже не была тайна — теперь это было просто захватывающее приключение. Теперь это уже не была беда — теперь это страница биографии девочки, которая обязательно вырастет, и поступит в институт, и станет космобиологом, как отец...

Но тени прошлого год за годом будут тянуться ей вслед, тянуться через всю жизнь — воспоминаниями, интервью, беспокойными снами, рассказами внукам и правнукам. И чувство тревоги за предков никогда не оставит её доброе и любящее сердце.

Так уж сложилось.

Она, ещё школьницей, будет пытаться писать им письма...

А одноклассники будут над ней смеяться — беззлобно, не как у вас, на Земле, но всё равно обидно.

Короче, такая жизнь вышла. Такая судьба.

Жизнь прожить — не поле перейти.

...Девочка продолжала и продолжала свой длинный и дотошный рассказ, от которого знобило людей доброго и жадного до знания XXII века. И рождался в голове Ричарда грандиозный замысел проекта «Снарк» — проекта, целью которого было проложить предкам курс, следуя которому они сумели вырваться из лживого виртуального мира, куда планомерно и терпеливо погружали их бессовестные кркрск.

— Сказав «A», надо сказать «Б», — говорил потом Ричард в своём докладе Комитету Тайн и Чудес. — Технологии, разработанные для операции «Интервенция сказок», обладают немалым конструктивным потенциалом. Мы создадим в прошлом литературные и научные произведения, противостоящие киберидеологии, противостоящие идеям войны, раздора, превентивных ударов и террора; повествующие о нужности и ценности критического мышления, образования и самообразования; показывающие, что, наряду с опасностью беззакония, существует ещё опасность неэтичного права. Модель — а наша модель теперь работает как надо — показывает: у нас есть все основания для оптимизма.

Основания для оптимизма, конечно, были: ведь Ричард прекрасно знал, в каком мире живёт он сам! Я бы тоже рад был там родиться и жить! Но он имел в виду другое. Он имел в виду, что это именно его, Ричарда, и именно его отдела заслуга — расстановка реально работающих маяков на пути от минувшего к настоящему, маяков, пособивших всё наконец поставить на свои места, давным-давно оставить позади Перевал и в будущее смотреть теперь с твёрдой уверенностью, что всё будет хорошо, а если какая угроза и замаячит серой тенью на светлом горизонте грядущего, то ей можно противопоставить твёрдое знание, сплочённость и уверенность в победе.

Тут, однако, он был неправ. Не только Ричардова отдела была эта заслуга. Сами бы Ричард и его коллеги не справились.

Ричард не знает, а я знаю, что у проекта «Снарк» есть как мнимум ещё один слой, следы к которому тянутся куда-то в век примерно XXIV.

Случайно ли Светлана «вдруг» нашла легенду о девочке-терминаторе в безбрежном океане Космонета — нашла, понятия не имея, чтo ей надо отыскать?

Случайно ли наша маленькая героиня, всё время остававшаяся за кадром, в час своего возвращения встретила Макарона? А сколько ещё было таких встреч — бог весть!

Случайно ли спустя пару десятилетий «Полюс» был всё-таки обнаружен, а оставшиеся в живых члены его экипажа и их дети — спасены, хотя на это не было практически никаких шансов?

Случайно ли профессор космобиологии и тот хронофизик, без которого оный профессор никогда бы не родился, оказались друзьями и почти целый год рука об руку трудились, проторяя шаг за шагом, идея за идеей, победа за победой, трудную дорогу домой — путь похищенной девочки к спасению?

По какой такой чистой случайности именно ТУПИК попал в сферу научных интересов Ричарда уже на самом раннем этапе исследований в области прикладных методов анализа энтропии настоящего момента времени?

И пусть не покажется вам эта мысль крамольной и идущей вразрез со всякой этикой: случайно ли случилась такая случайность, что в головы кркрск (хотя кто знает, применимо ли к ним вообще понятие «голова»?) пришла мысль организовать похищение девочки — та самая мысль, которая предрешила, в конечном счёте, их неминуемое поражение?

Не идёт она вразрез с этикой: ведь с головы девочки ни один волос не упал, зато благодаря ей, а ещё благодаря проекту «Снарк», последовавшему за её возвращением, люди прошлого узнали о кркрск и об их возможностях; узнали, что страшны эти злобные твари (или не твари) лишь тогда, когда действуют втайне, играя на человеческом незнанье. Тогда они действительно опасны. А так — просто смешны!

Вам, коллеги, верно, интересно будет узнать, как же сложилась дальнейшая судьба ТУПИКа?

Она была непростой; но всё-таки где-то на рубеже первого и второго десятилетий XXI века «целевое финансирование строительства жилья» прекращается, виртуальное русло финансового потока наконец вливается в настоящее, и ТУПИК мало-помалу оживает. В институт приходят новые кадры, уходит в прошлое необходимость загонять народ в науку тюремными методами, что к 2008 году стало на время обыкновенной практикой. Вскоре институт переименовывают в Университет кибернетики — коротко и ёмко.

Макарон в 2009 году всё-таки защищается заново, а ещё полтора года спустя защищает докторскую. Восстановить степень на основе старых документов было можно, но это стало бы слишком большим психологическим шоком для участников событий, и осторожные специалисты МИВа решили пожертвовать интересами Макарона. Тот был не против, за что ему искренняя благодарность от потомков.

Что такое кркрск — никто так и не узнал. Ни в прошлом, ни в будущем. Так и остались эти самые кркрск модельным феноменом, обитающим в формулах; ну, ещё в легендах, мифах и сказках вроде этой вот сaмой. Модель Ричарда, даже в её завершённой форме, однозначно показывала на них как на причину описанных здесь событий, но установить ни их собственную причину, ни их сущность так и не удалось. Известно лишь, что влияние их на историю год от года сходило на нет и после 2012 года их следов больше не обнаруживалось ни в Университете кибернетики, ни где бы то ни было ещё на планете.

В связи с этим Ричард на некоторое время даже впал в научную ересь, получившую в научной литературе наименование «обратной причинности» (inverse causality). Он выдвинул глубоко ошибочный, хоть и оригинальный, тезис, согласно которому неснятая энтропия настоящего момента времени сама порождает собственную причину. Тем самым учёный внёс страшную путаницу в умы научной молодёжи, которая и в будущем клюёт иногда с излишней доверчивостью на научные сенсации. Ничего, потом разобрались. Они там народ терпеливый и настойчивый.

Оставим потомков — они ещё не родились. Давайте сами порассуждаем.

Из аксиомы энтропии, гласящей, что в настоящем энтропия вселенной равна нулю, следует, что отсутствие причины в прошлом имплицирует причину в будущем. В социальных системах основной фактор, снимающий энтропию, — сознательная деятельность людей. Чем меньше энтропии она снимает, тем большая остаётся на долю деятельности неосознаваемой. Сон разума рождает чудовищ? Феномен кркрск — источник энтропии, снятой будущим, — не причина, а следствие сытой бесхребетности обитателей XXI века?

Метафизика какая-то. Солипсизм.

Можно и так рассуждать.

А если рассуждать правильно, то, наоборот, чем больше энтропии снимаем мы, тем меньше остаётся на долю не контролируемых нами факторов, включая и всяких там кркрск. Всё очень просто. И никакой метафизике места не остаётся.

...Смеркалось.

Дочь командора Ингвара Дрейка продолжала и продолжала длинный свой рассказ, и не видно было ему конца.

Это была захватывающая история — не то что моя писанина.

Но я не буду вам её рассказывать.

По соображениям, которые впоследствии станут очевидными, оставлю-ка я, пожалуй, её в тайне... 


<<Назад    Оглавление    Далее>>

10.06.2006