Литературный сценарий
мультипликационного фильма
по мотивам повести Кира Булычёва
«Сто лет тому вперёд»
Автор сценария – Н. Светлов
© Н. Светлов, 2019
© Проект romantiki.ru, 2019
Титры (название мультфильма и эпизода) на фоне панорамы сегодняшнего Магадана с высоты птичьего полёта. Вступительная мелодия – мотив песни Высоцкого «Мой друг уехал в Магадан» (музыкальная тема Ишутина).
Обстановка финала сцены 8.6 (перед вестибюлем станции метро «Кропоткинская»). Алиса, Юля, пираты. Дождь, молнии. Лужи.
ВЕСЕЛЬЧАК У:
- Стоп, цыплёнки! Ход закрыт, и никаких гвоздей!
АЛИСА (едва слышно, растягивая слово):
- Бежим!
Девочки синхронно делают налево кругом и, поднимая веер брызг, уносятся по бульвару в сторону Сивцева Вражка. Алиса за пару-тройку секунд вдвое опережает Юльку, которой в спину дышит Крыс (Весельчак немного отстаёт). Заметив нехватку Юльки в окрестностях, Алиса оглядывается, возвращается, хватает её за руку, включает форсаж – брызги веером. Юлька почти летит по воздуху (сцена слегка напоминает рисунок Тенниела, на котором Красная Королева тащит за собой Алису). Перескочив ограду бульвара, девочки сворачивают на Сивцев Вражек. Ныряют в подъезд. Крыс – за ними. Весельчак несётся через арку во двор, камера следует за Весельчаком. Отворяется дверь чёрного хода, появляется Юлька, видит Весельчака (тот её тоже видит), захлопывает дверь. Весельчак дёргает – дверь оказывается заперта. Тогда пират без заметный усилий аккуратно вынимает весь короб и ставит его в сторонку.
ВЕСЕЛЬЧАК У:
- Вот, так-то лучше!
Пират скрывается в подъезде. Девочки появляются из другой двери, ныряют в арку, выбегают в переулок на глаза Крысу. Перебегают на другую сторону переулка, внося хаос в дорожное движение, благодаря чему удаётся оторваться от Крыса, лавирующего между лавирующими автомобилями; но Юлька спотыкается о бордюр, падает, вскакивает – и выясняется, что бежать больше не может. На коленках ссадины.
ЮЛЬКА:
- Сюда! Скорей!
Опираясь на Алису, хромая, спускается вместе с ней в полуподвальный магазинчик.
Интерьер магазинчика, торгующего сушёными фруктами, орехами и прочими дарами Востока. Две молодые продавщицы среднеазиатской внешности, Юлька (никак не может отдышаться), Алиса. Других посетителей нет.
ЮЛЯ:
- Гуля, привет!
ПРОДАВЩИЦА (с лёгким акцентом):
- Ой, Юленька, здравствуй, дорогая! Что случилось? Почему бежала?
ЮЛЯ:
- Ногу сильно ушибла. У тебя бинт найдётся?
ПРОДАВЩИЦА (увидев ссадины):
- Мамочки, где это ты так? Иди скорей сюда! Бинт есть, зелёнка есть!
Девочки с продавщицей скрываются в подсобке, и тут в магазине появляется Крыс.
КРЫС:
- Где девчонки?
ВТОРАЯ ПРОДАВЩИЦА (удивлённо):
- Какие девочки? Что случилось?
КРЫС:
- Эти две негодяйки! Вытащили у меня портмоне. Я с них шкуру спущу с обеих! Где
они? Отвечайте немедленно!
ВТОРАЯ ПРОДАВЩИЦА (с акцентом):
- Сейчас, сейчас разберёмся. Всё выясним. Присаживайтесь (показывает на кожаный
диванчик в углу). Девочки были, да (тараторит), в подсобке они, надо вызвать
полицию, раз такое дело, обязательно надо! (Достаёт смартфон, набирает номер)
Алло! Полиция! (Поднимает глаза от экрана – оказывается, Крыс уже испарился). –
Здравствуйте! Извините, ошибка. Неправильный номер набрала (слышны короткие
гудки).
Кабинет следователя. За зарешёченным окном солнце проглядывает сквозь тучи. Видны ветви деревьев с налипшим на них мокрым снегом. Следователь, Эдуард Петрович, Юлька. Белого плаща на вешалке нет – исчез плащ. И кителя нет – пропал китель. Только осеннее пальто Эдуарда Петровича и короткая шубка Юльки.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (немного посвежевший по сравнению с предыдущими эпизодами; но
седины заметно прибавилось):
- Здравствуйте, здравствуйте, дорогие мои свидетели. Как провели выходные?
Отдохнули? Пираты не снились? Гости из будущего не прилетали?
ЭДУАРД ПЕТРОВИЧ:
- Спасибо… извините, как к вам обратиться?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Егор Степанович.
ЭДУАРД ПЕТРОВИЧ:
Спасибо, Егор Степанович! Вчера был на футболе. Получил массу удовольствия,
только продрог до костей (чихает). Погода – сами видите. Ну, а в субботу слушал
«Фауста» в «Новой опере». Люблю музыку! Классическую особенно.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Вот как! Ведь я тоже там был!
ЭДУАРД ПЕТРОВИЧ:
- Неужели разминулись?
ЮЛЯ (удивлённо):
- И мы с мамой тоже! Такое совпадение! (Слегка смутившись) Антракт я в соцсетях
просидела.
ЭДУАРД ПЕТРОВИЧ (слегка покраснев):
- И я…
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- А я использовал антракт креативно. Гуглил разыскиваемых – Алису, Ишутина…
ЮЛЯ:
- И как? Нагуглили?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Как ни странно, нагуглил. Достаточно, чтоб… (спохватился, что сказал лишнее).
Но, увы, ровным счётом ничего полезного для дела. (Капитан явно не настроен
больше говорить на эту тему).
Заинтригованная ЮЛЯ (бестактно):
- А поподробней можно?
СЛЕДОВАТЕЛЬ (скрывая раздражение):
- Юля, ты разве забанена в гугле?
Юля хмыкает.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Лучше примемся за работу. (Обращается к Эдуарду Петровичу) На прошлой неделе
Юля дала показания о встрече с пиратами у метро.
ЭДУАРД ПЕТРОВИЧ:
- Помню.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (Обращается к Юле):
- В тот раз вам с Алиской удалось скрыться. Но на следующий день пираты поутру
проникли в школу. Хотелось бы восстановить максимально полную картину того дня.
(Эдуарду Петровичу) Алла Сергеевна по понятным причинам не уверена в надёжности
своих воспоминаний, и она посоветовала расспросить вас, Эдуард Петрович. Я
подумал – и решил пригласить вас двоих. Дополните друг друга, хорошо?
ЮЛЯ:
- Хорошо. Пускай рассказывает Эдуард Петрович – к нему-то у вас больше доверия?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Да, только я по долгу службы обязан предупредить вас, Эдуард Петрович, о том,
что ложные показания влекут за собой ответственность по закону, и попросить
расписаться в том, что вы предупреждены. Вот здесь… (Эдуард Петрович ставит
подпись на бланке) Спасибо.
ЮЛЯ:
- Договорились. Я дополню, если потребуется.
СЛЕДОВАТЕЛЬ открывает ноутбук, что-то там запускает (нам экран не виден) и пододвигает микрофон к свидетелям. Над головой Эдуарда Петровича возникает выноска с первым кадром следующей сцены, которая разворачивается на весь экран.
Школьный коридор. Эдурард Петрович без особого напряжения тащит здоровенный офисный стол. У двери одного из классов Весельчак У и Алла Сергеевна в красном шарфе (разумеется, это перевоплотившийся Крыс). В правом верхнем углу экрана круглое окошко, в нём голова Эдуарда Петровича, темпераментно повествующего то, что мы видим на экране.
ГОЛОС ЭДУАРДА ПЕТРОВИЧА (из-за кадра):
- Я тут же заподозрил неладное. Алле Сергеевне не идёт красное, а у неё,
говорят, отличный вкус. К тому же я прежде не встречал её спутника, а чужие у
нас по школе не ходят.
В кадре Эдуард Петрович ставит стол на пол, достаёт из кармана отвёртку и делает вид, будто что-то там прикручивает или откручивает. Тем временем лже-Алла заходит в класс.
Кадр разделяется на две половины. Бо́льшая, слева, – интерьер класса (того самого, который мы видели уже в сцене 7.2). Лже-Алла у белой доски для маркера. В круглом окошке слева вверху голова Юльки, тоже что-то вещающей, и тоже эмоционально). Меньшая, справа – по-прежнему коридор, где остались два толстяка – Весельчак У и Эдуард Петрович, и круглое окошко с рассказывающим Эдуардом Петровичем в правом верхнем углу. Эдуард Петрович, продолжая шаманить вокруг стола, тайком приглядывает за Весельчаком. С этого момента озвучивается только левый фрейм. В правом немое кино.
ЛЖЕ-АЛЛА в левом фрейме:
- Здоро́во, братва! Что, начнём урок? Селезнёва, вот ты где! К доске,
голубушка, к доске!
В правом фрейме в конце коридора появляется Алла Сергеевна. Она направляется к классу, а ей навстречу – Весельчак. Эдуард Петрович продолжает сосредоточенно изучать содержимое ящиков стола, выдвигая их один за другим (они пусты). Краем глаза следит за двумя другими персонажами. Не проявляет никаких внешних признаков удивления.
В левом зритель видит за партами знакомые лица. Алиса, сразу сообразив, что к чему, вскакивает на парту и принимает боевую стойку (на ней в этот момент надета Юлькина ветровка – это обстоятельство сыграет роль в финальной сцене эпизода). Лже-Алла целится в девочку из знакомого уже нам костыля с оптическим прицелом. Алиса быстрыми прыжками перемещается с парты на парту по непредсказуемой траектории, чтоб труднее было попасть. Её ничего не понимающие одноклассники в шоке от этой акробатики.
В правом Весельчак загораживает Алле Сергеевне дорогу; она с извиняющимся видом его обходит и спешит по направлению к классу; пират догоняет её и хватает за плечо, пытаясь задержать. Та вырывается и продолжает свой путь. Весельчак с пунцовым лицом набрасывается на неё – и тут же получает на орехи от Эдуарда Петровича. Нокдаун. Эдуард Петрович ведёт счёт и засчитывает себе чистую победу. Уходит, унося стол. Алла Сергеевна, шокированная поведением незнакомца, заходит в класс, правый фрейм закрывается, левый разворачивается на полный экран.
АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- Здравствуйте, дети! Прошу прощения за небольшое опоздание. Сегодня у нас…
Немеет, увидев самоё себя в красном шарфе и с костылём; камера при этом расположена так, что на краю кадра заметен Наумов, вприсядку, гусиным шагом, перемещающийся к парте Юльки. Он задерживается там на несколько секунд, поднимется на ноги и даёт стрекача по направлению к двери. Юлька, «болеющая» за Алису, Наумова не замечает. Алиса между тем перемещается по классу в направлении выхода, то прячась за партами, то вскакивая на них, не выпуская из поля зрения лже-Аллу и не обращая внимания на Аллу настоящую. Алла Сергеевна медленно оседает на пол; её подхватывают Садовский и Мессерер; остальные школьники толпой угрожающе надвигаются на лже-Аллу.
Лже-Алла принимает облик Алика Борисовича в красном шарфе.
ЛЖЕ-АЛИК БОРИСОВИЧ:
- Что такое? Что такое? Даме стало плохо! Всех излечит, исцелит добрый
доктор…
САДОВСКИЙ (сжимая увесистые кулаки):
- Будет бит!
Лже-Алик Борисович, оценив ситуацию и заметив, что в задних рядах кто-то из школьников уже звонит куда-то по мобильнику, резво направляется к выходу. В этот момент снова появляется правый фрейм с головой Эдуарда Петровича в круглом окошке справа вверху, мы опять видим в этом фрейме школьный коридор, самого Эдуарда Петровича, несущего другой стол, старый и обшарпанный, в обратном направлении, и лже-Алика Борисовича, который тоже занят переноской тяжестей: очень шустро тащит тело Весельчака за пределы поля зрения.
В левом фрейме Алла Сергеевна более-менее приходит в себя; Садовский и Мессерер усаживают её за учительский стол.
АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- Дети! Что здесь происходит? Прошу всех занять свои места. (Дети не
реагируют).
Правый фрейм закрывается.
АЛИСА (оглядывает класс):
- Фима здесь. Садовский здесь (камера показывает Садовского; зритель впервые
узнаёт, кто из Коль – Садовский). Сулима здесь (аналогично). Где Наумов?
(Громко) Наумов где? Юлька! Народ! Где Наумов?
Народ в растерянности разводит руками: в суматохе никто не заметил исчезновения. Алиса выглядывает в окно: камера показывает тот самый дуб (он гол, а на других деревьях во дворе уже зеленеют набухшие почки) и несущегося мимо него Наумова, преследуемого лже-Аликом Борисовичем в развевающемся красном шарфе. Алиса, не теряя времени, вскакивает на подоконник, парой ударов ногой вышибает стекло.
АЛЛА СЕРГЕЕВНА (с круглыми глазами):
- Селезнёва! Ты в своём уме?! (бросается к ней).
Алиса сжимается, как пружина, и, резко распрямившись, вылетает из окошка, будто прыгун с трамплина (в верхней части экрана мерцают красные титры: «Не пытайтесь повторить! Опасно для жизни!»). Хватается за ветку дуба примерно на уровне третьего этажа, потом за другую – на уровне второго, соскакивает на землю и пускается вдогонку за пиратами (на тротуаре мельком видим восхищённую Марту Эрастовну). В течение нескольких секунд камера следует в нескольких метрах за спиной Алисы по тротуару Поварской улицы, обгоняя неторопливый поток автомобилей, лавируя между малоподвижными пешеходами и заборчиками, огораживающими открытые канализационные люки, из одного из которых высовывается удивлённый рабочий в каске.
Камера возвращается в класс.
АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- Ой! (Снова вырубается, хватаясь за сердце; невозмутимый Садовский и
шокированный Мессерер наготове – подхватывают).
МИЛА РУТКЕВИЧ (в смартфон):
- Алло! Скорая?
Кабинет следователя. Следователь, Коля Садовский.
Входит без стука генерал.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (вскакивает):
- Товарищи офицеры!
ГЕНЕРАЛ (садясь на свободный стул):
- Это вы кому?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Виноват. Рефлекс.
ГЕНЕРАЛ:
- Сверим карты?
СЛЕДОВАТЕЛЬ (Садовскому):
- На сегодня всё, молодой человек. Спасибо! (Садовский церемонно
откланивается и уходит).
ГЕНЕРАЛ:
- Что-нибудь новенькое этот молодой человек вам поведал?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Я разрабатывал Ишутина.
ГЕНЕРАЛ:
- Ну и?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Если коротко – прозвучало слово «Магадан». Указание на конкретное место,
первое за полгода. Проверим?
ГЕНЕРАЛ:
- Обязательно! Распоряжусь. Ну, а если подробно?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Если подробно, то вот (включает аудиопроигрыватель на ноутбуке).
Уютный московский дворик с заброшенным двухэтажным особнячком в центре (анахронизм). Окна первого этажа особнячка заколочены деревянными досками, кроме одного. Дверь тоже заколочена.
Детская площадка – горки, качели, песочница, малыши, коляски, бабушки с мобильниками у ушей, собачки с варежку размером на поводках. Мусорные контейнеры в сторонке, возле них голуби. Деревья и кусты в зелёной дымке. Солнечно. На лавочке между заброшенным особнячком и аркой, ведущей в переулок, – Ишутин с книгой в руках. Выноска: Пётр Ишутин, повар ресторана «Прага», 27 лет.
В арке показываются пираты: Крыс в образе Воланда, но в красном шарфе; Весельчак, одетый в плащ, несёт на спине Наумова. Руки и ноги Наумова связаны, рот заклеен скотчем. Мальчишка слабо сопротивляется. Ишутин приподымается со скамейки, сжимает кулаки и решительно направляется к пиратам.
ИШУТИН:
- Кто такие? Кто дал право так обращаться с ребёнком? (В выноске над головой
Ишутина быстро-быстро разворачивается героическая сцена: Ишутин заламывает
нечистому руку, связывает его, прибегает полиция, и режиссёр Ниткин, оказавшийся
рядом каким-то невероятным образом, аплодирует герою).
КРЫС (полушёпотом, с интонациями Сильвера из мультфильма «Остров сокровищ»):
- Право, говоришь? Вот он дал (показывает нож). Я твою морду хорошо запомнил.
Ты Ишутин, работаешь тут в ресторане, вон твоё окно (показывает рукой; Ишутин
бел как мел). Не хочешь неприятностей, не очень совместимых с жизнью? Тогда сиди
здесь, пока не отпущу. Ты никого не видел. Никакого толстяка и ни одного
мальчика. Понял?
Тыкает Ишутина кулаком под дых; тот оседает на скамейку; брюки немного увлажняются, но это не должно бросаться в глаза зрителю.
ИШУТИН:
- П–п-п-понял. Все люди – братья. Все должны помогать друг другу. Я ничего не
видел, ничего не слышал, ничего не знаю.
КРЫС:
- Смотри у меня! (снова показывает нож). Сиди, читай!
ИШУТИН (покорно):
- Сижу. Читаю.
Открывает книгу.
Пираты направляются к заброшенному дому. Крыс, подтянувшись, забирается на откос не заколоченного досками окна, толкает раму (окно распахивается внутрь), затаскивает в окно Наумова, чуть не уронив. Сбрасывает верёвочную лестницу, по ней с трудом забирается Весельчак. Окно закрывается изнутри.
В арке появляется Алиса, быстро оглядывает двор, подбегает к Ишутину.
АЛИСА:
- Простите, здесь не пробегали двое мужчин с мальчиком?
ИШУТИН (изображает удивление; не торопясь закладывает книгу пальцем):
- С каким ещё мальчиком?
АЛИСА:
- Толстяк в плаще. Врач в белом халате и красном шарфе. Школьник, мой
ровесник. В пиджачке.
ИШУТИН:
- Девочка, я тебе русским языком говорю: никто здесь не пробегал, не проходил
и даже не пролетал. Особенно врач в белом халате. Иди своей дорогой, не мешай
повышать культурный уровень (взглядом показывает на книгу; на обложке написано:
«Так говорил Заратустра. Ф. Ницше»).
АЛИСА (расстроенно, ни к кому не обращаясь):
- Куда они подевались?
ИШУТИН:
- Иди, иди своей дорогой. (Губы дрожат) Иди уже (открывает книгу и делает вид, что читает).
Алиса выбегает в арку и обнаруживает в переулке толпу одноклассников (Королёв, Садовский, Сулима, Мессерер, Грибкова, Руткевич, Троепольская, Михайлова), что-то бурно обсуждающих. У всех школьные портфели или рюкзаки. Со стороны переулка вход в арку обозначен дорожным знаком «Дорога ведёт в тупик».
САДОВСКИЙ (громко):
- Вот она! Алиса, где Коля?
ЮЛЯ:
- Где лже-Алик?
МЕССЕРЕР:
- Где толстяк?
АЛИСА:
- Не знаю. Потеряла.
МИЛА (эмоционально):
- Алиса, мы всё знаем! (Алиса испугана. Гневно смотрит на Юльку) Сулима всё
рассказал! (На лице Алисы отражается полный когнитивный диссонанс) Фима никому
не проболтался, кроме Сулимы! (С успокаивающей интонацией) А Наумов – никому,
кроме Фимы (в мозгах Алисы что-то начинает проясняться; она слегка улыбается).
ФИМА (внушительно):
- Сулима не мог поступить иначе. Это уже не твоё личное дело – это дело всего
класса. Пострадала Алла Сергеевна, Наумову и Грибковой угрожает опасность!
КАТЯ МИХАЙЛОВА (встревоженно):
- И уйма свидетелей. Взрослых!
ФИМА:
- Мой план таков: Алиса пускай бежит к Наумову домой и заберёт миелофон.
Сулима покажет дорогу.
СУЛИМА:
- Как она его заберёт? Я, во-первых, понятия не имею, где он лежит…
ФИМА:
- Я объясню. Я видел!
СУЛИМА:
- Вот сам и дуй с Алисой к Наумову. Придётся что-то соврать его родителям, а
я врать не умею!
ФИМА (бросается на Сулиму):
- Я никогда не вру!
КАТЯ МИХАЙЛОВА (оказывается между двумя мальчишками):
- Ага, подеритесь ещё. Самое подходящее время.
ФИМА:
- А чего он сразу?
ЛАРИСА:
- Мамочки, я так нервничаю! Колю, наверное, сейчас пытаааают!
ФИМА:
- Его ни один пират не расколет! Я его знаю как самого себя!
ЛАРИСА:
- Уж ты бы в момент всё разболтал!
ФИМА (возмущённо):
- Вот ещё!
КАТЯ МИХАЙЛОВА (строго):
- Довольно препираться! Фима, твой долг – проводить Алису. Понятно?
ФИМА (недовольным голосом):
- Ладно, так и быть, провожу. Остальные, слушай мою команду. Разделяетесь на
группы по двое и обследуете подъезд за подъездом во внутренних дворах. Если там
никого не найдёте – приступаете к поискам в парадных.
ЛАРИСА:
- Так целый день будем искать! Я и без того проголодалась! От волнения.
ЮЛЯ (Ларисе):
- У меня шоколадка! (Называет фирму-спонсора; снимает рюкзак, роется в нём).
Опс! Вот это номер! (Достаёт миелофон).
ЛАРИСА:
- Что такое? Это не шоколад!
АЛИСА:
- Это миелофон.
Лариса хлопает в ладоши от радости. Алиса проверяет, работает ли миелофон. Радостно улыбается. На экране миелофона видим изображение полушарий чьего-то мозга, опутанное мерцающей сетью светящихся линий. Вероятно, прибор сейчас схематически отображает чью-то мыслительную активность.
ФИМА, БОРЯ:
- Ура!
ЮЛЯ:
- Когда только Наумов успел его подсунуть?! Молодец, сообразил! (Обращается к
весело смеющейся Алисе) Ты чего?
АЛИСА:
- Я на Ларисиной частоте сейчас.
Показывает Юле экран миелофона. На экране Лариса тайком достаёт из Юлькиного портфеля шоколадку. Лариса не видит экрана, но становится пунцовой. Юлька хмыкает, достаёт шоколадку и протягивает Ларисе.
ЛАРИСА (смущаясь):
- Спасибо, Юля, ты настоящий друг! (Разворачивает шоколадку и в ходе
дальнейшего действия довольно быстро её съедает).
ФИМА:
- Теряем время! Айда по подъездам!
МИЛА (строго):
- Кроме тебя, Фима. Ты всё равно проводишь Алису до квартиры Наумова: ей
теперь нужно в соседнюю. И как можно скорее!
Юля с тоской глядит на Алису, осознавая, что та вот-вот исчезнет и что Юлька её никогда больше не увидит. Выноска: больничное окно с вороном и надписью. В Юлькином воображении надпись анимирована.
АЛИСА (возмущённо):
- То есть как это? Вы, значит, будете выручать Наумова, а я, будто последняя
трусиха, смоюсь из прошлого – и поминай как звали?! (на глазах слёзы)
Юлька подпрыгивает и хлопает в ладоши от радости.
МИЛА (второпях):
- Алиса, прости, это я привела пиратов в школу. Они меня убедили, что ты с
базы террористов, что в школе сообщники среди взрослых и тебя обязательно надо
задержать.
Алиса смеётся сквозь слёзы.
САДОВСКИЙ (Миле):
- И ты поверила?
СУЛИМА:
- Алиса, миелофон, наверное, поможет в поисках?
АЛИСА:
- Разумеется!
ФИМА:
- Тем не менее, разделимся на группы по двое – так быстрее и безопасней.
Садовский, охраняй Алису. Мила, с тобой пойдёт Борис. Я с Катей. Юля с Сулимой.
Лариса, сбегай по-быстрому домой, принеси всем бутерброды, а то у нас на всех
была одна шоколадка, и та внезапно кончилась!
Лариса с виноватым видом тут же убегает; остальные разбегаются по дворам. Алиса (которая что-то подозревает) направляется обратно во двор с заброшенным особнячком, надев на ухо беспроводной наушник от миелофона. Садовский и камера следуют за ней.
АЛИСА (Садовскому, показывая взглядом на старательно читающего Ишутина):
- Кажется, он что-то знает. Сможешь с ним поговорить? А я послушаю.
САДОВСКИЙ:
- Уж я-то поговорю. Небось, не сторона куба. (Подходит к Ишутину, обращается
к нему) Уважаемый, могу я вам задать один короткий вопрос?
ИШУТИН (радостно):
- Разумеется, разумеется! Все люди – братья! Все должны помогать друг другу!
Что вам угодно, молодой человек? (Над головой Ишутина выноска, в ней Крыс с
ножом и Весельчак с Наумовым на плечах; Алиса внимательно смотрит на экран
миелофона).
САДОВСКИЙ:
- Не вы ли будете Наполеон Бонапарт?
ИШУТИН:
- Что? Что за шуточки? (в выноске воображение Ишутина дорисовывает к двоим
пиратам Садовского с перевязанным глазом и дробовиком).
САДОВСКИЙ (многозначительно):
- Значит, всё-таки вы. (Драматично) Я так и думал. (Монотонным, бесцветным
голосом) В таком случае я должен вас предупредить, что сезон охоты на наполеонов
открыт (Ишутин белеет, в выноске смерть с косой).
ИШУТИН (полушёпотом, заикаясь):
- Я по-по-позову на помощь!
В выноске могильная плита с надписью: Пётр Ишутин, 1993…2020.
САДОВСКИЙ:
- Скрытность многих доводила до беды. Мой дедушка, охотясь на наполеонов,
всегда брал с собой канистру с керосином. Он лил керосин наполеону на хвост, и
тогда наполеон…
АЛИСА (громко):
- Пётр Ишутин, 1993 года рождения, отвечайте немедленно, куда толстяк понёс
связанного мальчика?
ИШУТИН:
- Я ничего не видел, ничего не знаю, все люди братья, все должны помогать
друг другу… (Вскакивает и даёт стрекача по направлению к арке; в выноске
Садовский с перевязанным глазом и дробовиком и Алиса с абордажным крюком вместо
руки и хломпупатором наперевес; она, прищуриваясь, целится).
АЛИСА (под аркой, тихо, даже ласково):
- Пётр, здесь они вас не увидят и не услышат. Говорите правду.
ИШУТИН:
- Ведьмаааааа! (ускоряет бег; в выноске мелькают пираты, залезающие в окно;
их сменяет поезд, несущийся по карте России в направлении Магадана, пренебрегая
тем, что железная дорога заканчивается в Бестяхе; выноска разворачивается почти
на полный экран, и мы видим в окне поезда поседевшего Ишутина с полными ужаса
глазами).
АЛИСА:
- Всё ясно. Наумов в заколоченном доме, пираты тоже.
САДОВСКИЙ (показывает на миелофон):
- Можно посмотреть?
Алиса показывает экран. На нём хвост уносящегося поезда сменяется схемой (на экране она не умещается, Алиса прокручивает её пальцем): чемодан ® кредитка (с логотипом банка-спонсора мультфильма) ® электронный билет ® Ярославский вокзал ® Магадан на карте Дальнего Востока. Прокручивает в обратном направлении до чемодана: теперь чемодан перечёркнут крест-накрест.
АЛИСА:
- Струсил вернуться за вещами! (Со вздохом) Такого не перевоспитать… Всё,
быстро зови сюда ребят, а я на разведку.
САДОВСКИЙ:
- У нас положено наоборот.
АЛИСА:
- Спасибо, но ты не умеешь обращаться с миелофоном.
САДОВСКИЙ (с улыбкой):
- А поезда до Магадана не ходят. Сюрприз! (убегает).
Кабинет следователя. Следователь (стоит навытяжку), генерал (на стуле).
ГЕНЕРАЛ:
- Хм… Час от часу не легче. Миелофон, Магадан… Гибралтар, Лабрадор… Я ведь,
Егор Степанович, зашёл не для того, чтоб послушать показания этого рыжего
романтика…
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Я догадался.
ГЕНЕРАЛ (со вздохом):
- Не фартит нам с этим делом. Не фартит!
СЛЕДОВАТЕЛЬ (кивает):
- Дело не подарок. Дрянь дело.
ГЕНЕРАЛ:
- Я вот с чем к вам. Очень… м… не нравится мне эта ваша версия насчёт
гипноза… м… на расстоянии. Если она верна, то мы с вами… м… загипнотизированы!
СЛЕДОВАТЕЛЬ (побелев):
- Не надо меня пугать!… товарищ генерал. (спокойнее) И мне не нравится, но
надо продолжать розыск.
ГЕНЕРАЛ:
- Кто ж спорит-то? Надо. Вопрос – к чему он приведёт!
СЛЕДОВАТЕЛЬ (то ли генералу, то ли самому себе):
- Не нужно драматизировать. С Ниткиным Крыс торговался. Не гипнотизировал!
Торговался!
ГЕНЕРАЛ:
- Это он нам с нами внушил, будто торговался.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Зачем такие сложности? Мог бы внушить, что мы юные пионеры, и отправить нас
прямо в лагерь! Вот и всё, концы в воду.
ГЕНЕРАЛ:
- Вот именно. Потому и говорю: негодная версия.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Но если эти способности появляются у него стихийно, то почему…
ГЕНЕРАЛ:
- Есть и такая вероятность (закусил губу). Крошечная, но есть.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- И вот чтобы понять, доколе простираются границы способностей Крыса, мне в
данный момент позарез (соответствующий жест) нужно знать во всех деталях, о чём
таком он договорился со светочем российского кинематографа.
ГЕНЕРАЛ:
- Зачем?
СЛЕДОВАТЕЛЬ (не желает раскрывать все карты):
- Хотя бы из профессионального любопытства. И я…
ГЕНЕРАЛ (перебивает):
- А я вам скажу. (Тоном заговорщика) Только не верьте. Это полная чушь.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Интригуете?
ГЕНЕРАЛ:
- Судите сами. Что, если Ниткин снимет что-нибудь про Алису? Имя, кстати,
может быть любым – неважно. И, допустим, выведет Алису… другой. Не такой, какая
есть.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Сегодня не первое апреля.
ГЕНЕРАЛ:
- Я предупредил: не верьте. Но мотив у Крыса, между прочим, налицо!
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- И если, предположим, она ускользнула от него так же, как ускользнула от
нас…
ГЕНЕРАЛ (оживлённо):
- Вот именно. А Крыс – не просто бандит, он бандит с фантазией. Романтик… с
большой дороги.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (скептично):
- Насчёт бандитов с фантазией судить не берусь, а вот генерал с фантазией в
МУРе служит, могу поручиться!
ГЕНЕРАЛ:
- Я тоже. Кому ещё, кроме него, по плечу противостоять бандитам с фантазией?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Противостоять кому? Бандиту, заказывающему киноподелку, чтоб насолить
шестикласснице? Если это юмор такой, то я не понял.
Генерал пожимает плечами.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (убеждённо):
- Хотим или нет – надо всерьёз браться за Ниткина. План его, очевидно,
какой-то иной…
ГЕНЕРАЛ:
- Вы правы, с деталями его плана надо ещё разобраться. Только это будет
поручено не нам! Здесь МУР, а не комитет тайн и чудес. (Заговорщицким тоном) Но
вы что-то такое говорили о любопытстве, Егор Степанович?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Да, говорил. И у меня есть гражданское право на удовлетворение любопытства
любыми законными методами.
ГЕНЕРАЛ (удовлетворённо):
- Вот именно! (Помолчав) И всё же. Если б у Ниткина оказался именно такой
план, а не иной – как бы вы к нему отнеслись? Если б Ниткин, ведомый Крысом,
атаковал эту смелую девочку стомегатонной мощью кинематографа? Чтоб у неё земля
под ногами горела, где б она ни была, хоть бы в будущем?
СЛЕДОВАТЕЛЬ (по мере того, как генерал говорит, глаза его сужаются и
наливаются кровью, сжимает кулаки, привстаёт – короче, готов порвать Ниткина как
тузик грелку, еле сдерживает эмоции):
- Трудный вопрос задаёте, товарищ генерал! И мой ответ таков (берёт себя в
руки) – я бы проигнорировал. Не дело это – поддаваться на явные провокации.
ГЕНЕРАЛ:
- А другие? (С чувством) Поверят. Без оглядки. Бестолково. (Грозно сводит
брови) Тогда что?
СЛЕДОВАТЕЛЬ (отвечает не сразу, неуверенно):
- Я всё-таки верю в людей. У них свои головы на плечах.
ГЕНЕРАЛ (смягчаясь):
- Я тоже верю. Не верю, что прав, веря – но верю. (Встаёт) Добро. Работайте.
(Собирается уйти, но останавливается).
ГЕНЕРАЛ:
- Капитан!
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Да?
ГЕНЕРАЛ:
- Почему вы так уверены, что Алиса прилетела из будущего?
СЛЕДОВАТЕЛЬ (слишком бодро):
- Никак нет, товарищ генерал! (Краснеет).
Генерал проницательно смотрит на следователя.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (неуверенно):
- Это лишь игра воображения. Тени романтической юности. Вы же помните мою
историю: тяжёлая атлетика, десант, отряд космонавтов. Короче, не принимайте
всерьёз.
ГЕНЕРАЛ:
- Тогда простите (уходит).
Следователь открывает крышку ноутбука, кликает на пиктограмме в виде Говоруна – открывается фото Алисы в окне браузера. В адресной строке путь: file:///C:/Documents/Stepanov/YandexDisk/ МУР/20200411/Алиса%20Селезнёва.jpg
Набирает поисковый запрос: Селезнёва Алиса Игоревна дата рождения. Стирает его. Набирает новый: Алиса Крыс Весельчак система Медузы. Стирает. Набирает ещё один: Луна пепельный свет огоньки. Стирает. Закрывает ноутбук. Снимает трубку стационарного телефона, набирает трёхзначный номер.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Руткевич и Наумова ко мне, пожалуйста. Заждались уже, наверное!
Входят Руткевич и Наумов.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- День добрый, мои дорогие свидетели! (Привстаёт, жестом предлагает сесть).
Сегодня я хотел бы услышать рассказ о том, как Наумов вырвался из лап пиратов. И
мне подумалось, что лучше всего услышать его из уст Милы. У тебя (обращается к
Миле) фотографическая память и отлично развитое чувство долга. (С сарказмом) Ну,
а Николай всегда готов поправить, если что не так.
НАУМОВ (Миле, с ударением на слово «всё»):
- Всё не так. Всё не так, ребята.
МИЛА (пренебрегая Наумовым):
- Начать с того, как Весельчак оттащил Колю в заброшенный дом?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Так точно! (включает диктофон).
Интерьер заброшенного особняка: коридор, ободранные обои с пятнами от мебели и от картин. Алиса быстро, но тихо, с оглядкой, перемещается по коридорам, лестницам, комнатам (камера следует за ней со спины). Услышав шорохи (сквозняк), прячется то за углом, то за дверью. Никого не встречает. Наконец, поднявшись на второй этаж, обнаруживает в одной из комнат валяющегося на полу в неестественной позе Наумова, который, кажется, не дышит (на самом деле он парализован: пираты ловят Алису на живца). Один глаз открыт, но закатился; другой, окружённый обширным кровоподтёком, отёк и выглядит так, как будто выбит. Алиса с тяжёлым вздохом склоняется над телом; на экране миелофона (камера его показывает) изображение надгробья с буквами R.I.P. – это мысли Коли, думающего, что ему пришёл конец, но Алиса принимает это изображение за индикатор отсутствия признаков жизни в том теле, на частоту которого настроен прибор. По её щекам текут горькие слёзы. Звучит мелодия из третьей серии «Ну, погоди!» в сцене, когда Заяц находит дымящуюся мотоциклетную перчатку.
В этот момент сверху опускается рука с согнутым крюком указательным пальцем. Палец цепляет Алису за шиворот ветровки и поднимает в воздух. Траурная мелодия сменяется пиратской темой, и тут Коля подаёт признаки жизни.
НАУМОВ (не видя Алису, слабым голосом, как в бреду):
- Алиса! Я им ничего не сказал!
Весельчак У, на пальце которого висит растерявшаяся Алиса, смеётся смехом Фантомаса. Рядом Крыс в облике Воланда. Он молча протягивает руку за миелофоном.
АЛИСА (со слезами на глазах, но лицо жёсткое):
- Сдаюсь. На!
Протягивает Крысу миелофон. Колино лицо выражает крайнее неодобрение поступка Алисы; он пытается встать, но не может. Крыс, однако, осторожен: он не берёт прибор из рук Алисы. Вместо этого он в упор целится ей в лицо из костыля. В выноске видим мысли Крыса: он в этот момент вспоминает, как Алиса в больнице едва не вышвырнула Весельчака в окошко. Эти же мысли отображаются на экране миелофона, но там их видно плохо. Весельчак по-прежнему держит Алису навесу за шиворот одним пальцем.
КРЫС:
- Так будет надёжней, крошка. Что-то я не верю в твою покорность.
В этот момент в коридоре раздаётся шум, топот и громкий визг.
КРЫС:
- Что такое? Что такое?
Весельчак У бросает Алису; та тут же прячет миелофон в карман и принимает боевую стойку.
ВЕСЕЛЬЧАК У:
- Шеф! Всё пропало! (Бросается в заколоченное окно, выбивает своей тушей
доски и исчезает из поля зрения).
В комнату врывается толпа детей. Лариса, увидев Крыса в облике Воланда, испуганно крестится. Дети окружают пирата полукольцом, тот отступает в угол, наступая по пути на руку Наумову; Наумов ойкает.
КРЫС (целясь в детей из костыля):
- Спокойно! Спокойно, дети. Одним выстрелом я могу уложить сразу троих
(кивает в сторону Наумова, чтоб дети поняли, что он имеет в виду). Готов к
переговорам – при условии, что по их результатам миелофон достанется мне. В
противном случае пеняйте на себя.
Мессерер пытается зайти Крысу за спину. Крыс косится на Мессерера. Стреляет, но Мессерер толкает его под локоть, и заряд уходит в потолок. Лариса падает в обморок; дети отвлекаются на неё; Крыс, пользуясь замешательством, достаёт нож (костыль висит у него на плече на ремне) и подносит к горлу Наумова.
КРЫС:
- Миелофон сюда! Живо!
КОЛЯ:
- Алиса, не отдавай! Беги! Я сам виноват!
Угрюмая Алиса отдаёт миелофон пирату. Крыс, держа нож у горла Наумова, ставит мальчишку на ноги.
КРЫС (Наумову):
- Вставай, хорош симулировать. Пойдём, заложником будешь. Остальным не
двигаться. Сами должны понимать, что будет, если услышу малейший шорох.
Коля встаёт. Один глаз у него по-прежнему не открывается.
Пират, держа нож у горла Коли, пятится к выходу. Дети расступаются. Крыс выходит, косясь на них, и исчезает в темноте коридора.
Алиса прикладывает палец к губам и жестами показывает, чтоб дети не загораживали ей дверь. Те не понимают, что она задумала (Юлька вообще крутит пальцем у виска), но повинуются. Алиса без разбега прыгает, на лету отталкивается руками от дверного косяка (камера следует за ней) и в полёте ногой выбивает нож из руки Крыса. Наумов, сообразив, что Крыс обезоружен, наносит ему удар локтем в солнечное сплетение (правда, эффекта удар не имеет, потому что у крысов солнечного сплетения нет). Вслед за Алисой в тёмный коридор с гиканьем бросаются её одноклассники. Крыс пытается спастись бегством, но от Алисы разве убежишь? Она легко нагоняет его, хватает за ремень костыля. Крыс бросает костыль; Алиса целится из него в убегающего Крыса, но её слепит свет фонаря.
ГОЛОС:
- Алиса, опусти оружие! Опусти, кому говорят! Парализующий аэрозоль вреден моему недолеченному сердцу.
Голос явно не принадлежит Весельчаку, и Алиса опускает костыль. Фонарь теперь освещает весь коридор, и зритель видит, что Крыс лежит на полу, а Николай Николаевич связывает ему руки. Алиса подбегает к Крысу, начинает его обыскивать. Наумов первым замечает отлетевший в сторону миелофон, подбирает его и отдаёт Алисе.
АЛИСА:
- Спасибо, Коля! Ты настоящий герой!
СУЛИМА:
- Дурак он, а не герой! Прибор давно следовало вернуть.
НАУМОВ:
- Не герой. Но и не дурак. Алису пираты знают в лицо. Следовало дождаться
помощи, а уж потом отдавать. Правда вот, помощь малость запоздала. (Николаю
Николаевичу) Где Весельчак?
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ:
- Во дворе. В нокауте. Плохо перенёс жёсткую посадку после полёта со второго
этажа.
На связанного Крыса в этот момент никто не обращает внимания, и он неторопливо превращается в перекатчика с планеты Всик – это скользкий шар ростом с две трети Алисы.
ЛАРИСА:
- Ребята! Он ускользает!
Алиса снова вскидывает костыль, но Николай Николаевич берёт её за плечо.
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ:
- Не стреляй. С минуты на минуту в прошлое вылетит спецназ. Это их работа.
Нам не задержать Крыса: как ни связывай и ни запирай –ускользнёт. Нужны
спецсредства. И, между прочим, не только они: ещё нужны полномочия на
задержание. У спецназа есть и то, и другое. Главное, что обошлось без жертв, и
хорошо, что ценный прибор в сохранности.
НАУМОВ:
- Николай Николаевич! Как вы нас нашли?
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ:
- Ничего сложного. Все данные о полётах сквозь время фиксируются компьютером
института. Если б не неисправность машины, не рассчитанной на вес Весельчака,
спасатели явились бы сюда по горячим следам. К сожалению, ремонт потребовал
времени. Как только спасатель пробился в прошлое, он мне позвонил.
ФИМА:
- Вы, как Алиса, тоже сбежали из сумасшедшего дома? То есть из больницы?
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ:
- Вот именно! Врачам оставил записку: вернусь, мол. Дальше всё просто: взлом
камер видеонаблюдения, обнаружение в их файлах происшествия с троллейбусом,
больница, Юлина мама, школа. А в школе выясняется, что весь шестой «Б» в полном
составе убежал с уроков ловить пиратов, что категорически запрещено правилами!
Короче, разрешите вас поздравить с завершением всей этой неприятной истории.
ФИМА:
- Отчего это неприятной? Весь класс проявил лучшие человеческие качества. Где
б ещё удалось их проявить?
МИЛА (рассудительно):
- Фима, ты неправ. В жизни всегда есть место подвигу!
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ:
- К сожалению, безрассудству тоже. Это касается в первую очередь Наумова, во
вторую – Алисы, в третью – остального шестого «Б»…
АЛИСА (язвительно):
- А в нулевую – института времени, чья аппаратура возит кого попало куда
попало!
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ:
- Не будем спорить. Многие ошибки исправил шестой «Б», за что ему большое
спасибо от имени двадцать второго века. А теперь марш домой, делать уроки! Фима,
проводи Наумова.
ЮЛЯ:
- Никуда мы не пойдём, пока не проводим Алису!
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ:
- Сегодня ещё не летим. Я должен вернуться в больницу, как обещал. Как только
всё будет готово – обязательно всех оповещу. Честно!
Титры в сопровождении мелодии песни Высоцкого «Горизонт» – музыкальной темы Николая Николаевича (оркестр).