Следствие зашло в тупик

Литературный сценарий мультипликационного фильма
по мотивам повести Кира Булычёва
«Сто лет тому вперёд»

Автор сценария – Н. Светлов
© Н. Светлов, 2019
© Проект romantiki.ru, 2019

Эпизод 9
Поезд до Магадана

Титры (название мультфильма и эпизода) на фоне панорамы сегодняшнего Магадана с высоты птичьего полёта. Вступительная мелодия – мотив песни Высоцкого «Мой друг уехал в Магадан» (музыкальная тема Ишутина).

Сцена 9.1

Обстановка финала сцены 8.6 (перед вестибюлем станции метро «Кропоткинская»). Алиса, Юля, пираты. Дождь, молнии. Лужи.

ВЕСЕЛЬЧАК У:
- Стоп, цыплёнки! Ход закрыт, и никаких гвоздей!

АЛИСА (едва слышно, растягивая слово):
- Бежим!

Девочки синхронно делают налево кругом и, поднимая веер брызг, уносятся по бульвару в сторону Сивцева Вражка. Алиса за пару-тройку секунд вдвое опережает Юльку, которой в спину дышит Крыс (Весельчак немного отстаёт). Заметив нехватку Юльки в окрестностях, Алиса оглядывается, возвращается, хватает её за руку, включает форсаж – брызги веером. Юлька почти летит по воздуху (сцена слегка напоминает рисунок Тенниела, на котором Красная Королева тащит за собой Алису). Перескочив ограду бульвара, девочки сворачивают на Сивцев Вражек. Ныряют в подъезд. Крыс – за ними. Весельчак несётся через арку во двор, камера следует за Весельчаком. Отворяется дверь чёрного хода, появляется Юлька, видит Весельчака (тот её тоже видит), захлопывает дверь. Весельчак дёргает – дверь оказывается заперта. Тогда пират без заметный усилий аккуратно вынимает весь короб и ставит его в сторонку.

ВЕСЕЛЬЧАК У:
- Вот, так-то лучше!

Пират скрывается в подъезде. Девочки появляются из другой двери, ныряют в арку, выбегают в переулок на глаза Крысу. Перебегают на другую сторону переулка, внося хаос в дорожное движение, благодаря чему удаётся оторваться от Крыса, лавирующего между лавирующими автомобилями; но Юлька спотыкается о бордюр, падает, вскакивает – и выясняется, что бежать больше не может. На коленках ссадины.

ЮЛЬКА:
- Сюда! Скорей!

Опираясь на Алису, хромая, спускается вместе с ней в полуподвальный магазинчик.

Сцена 9.2

Интерьер магазинчика, торгующего сушёными фруктами, орехами и прочими дарами Востока. Две молодые продавщицы среднеазиатской внешности, Юлька (никак не может отдышаться), Алиса. Других посетителей нет.

ЮЛЯ:
- Гуля, привет!

ПРОДАВЩИЦА (с лёгким акцентом):
- Ой, Юленька, здравствуй, дорогая! Что случилось? Почему бежала?

ЮЛЯ:
- Ногу сильно ушибла. У тебя бинт найдётся?

ПРОДАВЩИЦА (увидев ссадины):
- Мамочки, где это ты так? Иди скорей сюда! Бинт есть, зелёнка есть!

Девочки с продавщицей скрываются в подсобке, и тут в магазине появляется Крыс.

КРЫС:
- Где девчонки?

ВТОРАЯ ПРОДАВЩИЦА (удивлённо):
- Какие девочки? Что случилось?

КРЫС:
- Эти две негодяйки! Вытащили у меня портмоне. Я с них шкуру спущу с обеих! Где они? Отвечайте немедленно!

ВТОРАЯ ПРОДАВЩИЦА (с акцентом):
- Сейчас, сейчас разберёмся. Всё выясним. Присаживайтесь (показывает на кожаный диванчик в углу). Девочки были, да (тараторит), в подсобке они, надо вызвать полицию, раз такое дело, обязательно надо! (Достаёт смартфон, набирает номер) Алло! Полиция! (Поднимает глаза от экрана – оказывается, Крыс уже испарился). – Здравствуйте! Извините, ошибка. Неправильный номер набрала (слышны короткие гудки).

Сцена 9.3

Кабинет следователя. За зарешёченным окном солнце проглядывает сквозь тучи. Видны ветви деревьев с налипшим на них мокрым снегом. Следователь, Эдуард Петрович, Юлька. Белого плаща на вешалке нет – исчез плащ. И кителя нет – пропал китель. Только осеннее пальто Эдуарда Петровича и короткая шубка Юльки.

СЛЕДОВАТЕЛЬ (немного посвежевший по сравнению с предыдущими эпизодами; но седины заметно прибавилось):
- Здравствуйте, здравствуйте, дорогие мои свидетели. Как провели выходные? Отдохнули? Пираты не снились? Гости из будущего не прилетали?

ЭДУАРД ПЕТРОВИЧ:
- Спасибо… извините, как к вам обратиться?

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Егор Степанович.

ЭДУАРД ПЕТРОВИЧ:
Спасибо, Егор Степанович! Вчера был на футболе. Получил массу удовольствия, только продрог до костей (чихает). Погода – сами видите. Ну, а в субботу слушал «Фауста» в «Новой опере». Люблю музыку! Классическую особенно.

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Вот как! Ведь я тоже там был!

ЭДУАРД ПЕТРОВИЧ:
- Неужели разминулись?

ЮЛЯ (удивлённо):
- И мы с мамой тоже! Такое совпадение! (Слегка смутившись) Антракт я в соцсетях просидела.

ЭДУАРД ПЕТРОВИЧ (слегка покраснев):
- И я…

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- А я использовал антракт креативно. Гуглил разыскиваемых – Алису, Ишутина…

ЮЛЯ:
- И как? Нагуглили?

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Как ни странно, нагуглил. Достаточно, чтоб… (спохватился, что сказал лишнее). Но, увы, ровным счётом ничего полезного для дела. (Капитан явно не настроен больше говорить на эту тему).

Заинтригованная ЮЛЯ (бестактно):
- А поподробней можно?

СЛЕДОВАТЕЛЬ (скрывая раздражение):
- Юля, ты разве забанена в гугле?

Юля хмыкает.

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Лучше примемся за работу. (Обращается к Эдуарду Петровичу) На прошлой неделе Юля дала показания о встрече с пиратами у метро.

ЭДУАРД ПЕТРОВИЧ:
- Помню.

СЛЕДОВАТЕЛЬ (Обращается к Юле):
- В тот раз вам с Алиской удалось скрыться. Но на следующий день пираты поутру проникли в школу. Хотелось бы восстановить максимально полную картину того дня. (Эдуарду Петровичу) Алла Сергеевна по понятным причинам не уверена в надёжности своих воспоминаний, и она посоветовала расспросить вас, Эдуард Петрович. Я подумал – и решил пригласить вас двоих. Дополните друг друга, хорошо?

ЮЛЯ:
- Хорошо. Пускай рассказывает Эдуард Петрович – к нему-то у вас больше доверия?

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Да, только я по долгу службы обязан предупредить вас, Эдуард Петрович, о том, что ложные показания влекут за собой ответственность по закону, и попросить расписаться в том, что вы предупреждены. Вот здесь… (Эдуард Петрович ставит подпись на бланке) Спасибо.

ЮЛЯ:
- Договорились. Я дополню, если потребуется.

СЛЕДОВАТЕЛЬ открывает ноутбук, что-то там запускает (нам экран не виден) и пододвигает микрофон к свидетелям. Над головой Эдуарда Петровича возникает выноска с первым кадром следующей сцены, которая разворачивается на весь экран.

Сцена 9.4

Школьный коридор. Эдурард Петрович без особого напряжения тащит здоровенный офисный стол. У двери одного из классов Весельчак У и Алла Сергеевна в красном шарфе (разумеется, это перевоплотившийся Крыс). В правом верхнем углу экрана круглое окошко, в нём голова Эдуарда Петровича, темпераментно повествующего то, что мы видим на экране.

ГОЛОС ЭДУАРДА ПЕТРОВИЧА (из-за кадра):
- Я тут же заподозрил неладное. Алле Сергеевне не идёт красное, а у неё, говорят, отличный вкус. К тому же я прежде не встречал её спутника, а чужие у нас по школе не ходят.

В кадре Эдуард Петрович ставит стол на пол, достаёт из кармана отвёртку и делает вид, будто что-то там прикручивает или откручивает. Тем временем лже-Алла заходит в класс.

Кадр разделяется на две половины. Бо́льшая, слева, – интерьер класса (того самого, который мы видели уже в сцене 7.2). Лже-Алла у белой доски для маркера. В круглом окошке слева вверху голова Юльки, тоже что-то вещающей, и тоже эмоционально). Меньшая, справа – по-прежнему коридор, где остались два толстяка – Весельчак У и Эдуард Петрович, и круглое окошко с рассказывающим Эдуардом Петровичем в правом верхнем углу. Эдуард Петрович, продолжая шаманить вокруг стола, тайком приглядывает за Весельчаком. С этого момента озвучивается только левый фрейм. В правом немое кино.

ЛЖЕ-АЛЛА в левом фрейме:
- Здоро́во, братва! Что, начнём урок? Селезнёва, вот ты где! К доске, голубушка, к доске!

В правом фрейме в конце коридора появляется Алла Сергеевна. Она направляется к классу, а ей навстречу – Весельчак. Эдуард Петрович продолжает сосредоточенно изучать содержимое ящиков стола, выдвигая их один за другим (они пусты). Краем глаза следит за двумя другими персонажами. Не проявляет никаких внешних признаков удивления.

В левом зритель видит за партами знакомые лица. Алиса, сразу сообразив, что к чему, вскакивает на парту и принимает боевую стойку (на ней в этот момент надета Юлькина ветровка – это обстоятельство сыграет роль в финальной сцене эпизода). Лже-Алла целится в девочку из знакомого уже нам костыля с оптическим прицелом. Алиса быстрыми прыжками перемещается с парты на парту по непредсказуемой траектории, чтоб труднее было попасть. Её ничего не понимающие одноклассники в шоке от этой акробатики.

В правом Весельчак загораживает Алле Сергеевне дорогу; она с извиняющимся видом его обходит и спешит по направлению к классу; пират догоняет её и хватает за плечо, пытаясь задержать. Та вырывается и продолжает свой путь. Весельчак с пунцовым лицом набрасывается на неё – и тут же получает на орехи от Эдуарда Петровича. Нокдаун. Эдуард Петрович ведёт счёт и засчитывает себе чистую победу. Уходит, унося стол. Алла Сергеевна, шокированная поведением незнакомца, заходит в класс, правый фрейм закрывается, левый разворачивается на полный экран.

АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- Здравствуйте, дети! Прошу прощения за небольшое опоздание. Сегодня у нас…

Немеет, увидев самоё себя в красном шарфе и с костылём; камера при этом расположена так, что на краю кадра заметен Наумов, вприсядку, гусиным шагом, перемещающийся к парте Юльки. Он задерживается там на несколько секунд, поднимется на ноги и даёт стрекача по направлению к двери. Юлька, «болеющая» за Алису, Наумова не замечает. Алиса между тем перемещается по классу в направлении выхода, то прячась за партами, то вскакивая на них, не выпуская из поля зрения лже-Аллу и не обращая внимания на Аллу настоящую. Алла Сергеевна медленно оседает на пол; её подхватывают Садовский и Мессерер; остальные школьники толпой угрожающе надвигаются на лже-Аллу.

Лже-Алла принимает облик Алика Борисовича в красном шарфе.

ЛЖЕ-АЛИК БОРИСОВИЧ:
- Что такое? Что такое? Даме стало плохо! Всех излечит, исцелит добрый доктор…

САДОВСКИЙ (сжимая увесистые кулаки):
- Будет бит!

Лже-Алик Борисович, оценив ситуацию и заметив, что в задних рядах кто-то из школьников уже звонит куда-то по мобильнику, резво направляется к выходу. В этот момент снова появляется правый фрейм с головой Эдуарда Петровича в круглом окошке справа вверху, мы опять видим в этом фрейме школьный коридор, самого Эдуарда Петровича, несущего другой стол, старый и обшарпанный, в обратном направлении, и лже-Алика Борисовича, который тоже занят переноской тяжестей: очень шустро тащит тело Весельчака за пределы поля зрения.

В левом фрейме Алла Сергеевна более-менее приходит в себя; Садовский и Мессерер усаживают её за учительский стол.

АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- Дети! Что здесь происходит? Прошу всех занять свои места. (Дети не реагируют).

Правый фрейм закрывается.

АЛИСА (оглядывает класс):
- Фима здесь. Садовский здесь (камера показывает Садовского; зритель впервые узнаёт, кто из Коль – Садовский). Сулима здесь (аналогично). Где Наумов? (Громко) Наумов где? Юлька! Народ! Где Наумов?

Народ в растерянности разводит руками: в суматохе никто не заметил исчезновения. Алиса выглядывает в окно: камера показывает тот самый дуб (он гол, а на других деревьях во дворе уже зеленеют набухшие почки) и несущегося мимо него Наумова, преследуемого лже-Аликом Борисовичем в развевающемся красном шарфе. Алиса, не теряя времени, вскакивает на подоконник, парой ударов ногой вышибает стекло.

АЛЛА СЕРГЕЕВНА (с круглыми глазами):
- Селезнёва! Ты в своём уме?! (бросается к ней).

Алиса сжимается, как пружина, и, резко распрямившись, вылетает из окошка, будто прыгун с трамплина (в верхней части экрана мерцают красные титры: «Не пытайтесь повторить! Опасно для жизни!»). Хватается за ветку дуба примерно на уровне третьего этажа, потом за другую – на уровне второго, соскакивает на землю и пускается вдогонку за пиратами (на тротуаре мельком видим восхищённую Марту Эрастовну). В течение нескольких секунд камера следует в нескольких метрах за спиной Алисы по тротуару Поварской улицы, обгоняя неторопливый поток автомобилей, лавируя между малоподвижными пешеходами и заборчиками, огораживающими открытые канализационные люки, из одного из которых высовывается удивлённый рабочий в каске.

Камера возвращается в класс.

АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- Ой! (Снова вырубается, хватаясь за сердце; невозмутимый Садовский и шокированный Мессерер наготове – подхватывают).

МИЛА РУТКЕВИЧ (в смартфон):
- Алло! Скорая?

Сцена 9.5

Кабинет следователя. Следователь, Коля Садовский.

Входит без стука генерал.

СЛЕДОВАТЕЛЬ (вскакивает):
- Товарищи офицеры!

ГЕНЕРАЛ (садясь на свободный стул):
- Это вы кому?

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Виноват. Рефлекс.

ГЕНЕРАЛ:
- Сверим карты?

СЛЕДОВАТЕЛЬ (Садовскому):
- На сегодня всё, молодой человек. Спасибо! (Садовский церемонно откланивается и уходит).

ГЕНЕРАЛ:
- Что-нибудь новенькое этот молодой человек вам поведал?

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Я разрабатывал Ишутина.

ГЕНЕРАЛ:
- Ну и?

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Если коротко – прозвучало слово «Магадан». Указание на конкретное место, первое за полгода. Проверим?

ГЕНЕРАЛ:
- Обязательно! Распоряжусь. Ну, а если подробно?

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Если подробно, то вот (включает аудиопроигрыватель на ноутбуке).

Сцена 9.6

Уютный московский дворик с заброшенным двухэтажным особнячком в центре (анахронизм). Окна первого этажа особнячка заколочены деревянными досками, кроме одного. Дверь тоже заколочена.

Детская площадка – горки, качели, песочница, малыши, коляски, бабушки с мобильниками у ушей, собачки с варежку размером на поводках. Мусорные контейнеры в сторонке, возле них голуби. Деревья и кусты в зелёной дымке. Солнечно. На лавочке между заброшенным особнячком и аркой, ведущей в переулок, – Ишутин с книгой в руках. Выноска: Пётр Ишутин, повар ресторана «Прага», 27 лет.

В арке показываются пираты: Крыс в образе Воланда, но в красном шарфе; Весельчак, одетый в плащ, несёт на спине Наумова. Руки и ноги Наумова связаны, рот заклеен скотчем. Мальчишка слабо сопротивляется. Ишутин приподымается со скамейки, сжимает кулаки и решительно направляется к пиратам.

ИШУТИН:
- Кто такие? Кто дал право так обращаться с ребёнком? (В выноске над головой Ишутина быстро-быстро разворачивается героическая сцена: Ишутин заламывает нечистому руку, связывает его, прибегает полиция, и режиссёр Ниткин, оказавшийся рядом каким-то невероятным образом, аплодирует герою).

КРЫС (полушёпотом, с интонациями Сильвера из мультфильма «Остров сокровищ»):
- Право, говоришь? Вот он дал (показывает нож). Я твою морду хорошо запомнил. Ты Ишутин, работаешь тут в ресторане, вон твоё окно (показывает рукой; Ишутин бел как мел). Не хочешь неприятностей, не очень совместимых с жизнью? Тогда сиди здесь, пока не отпущу. Ты никого не видел. Никакого толстяка и ни одного мальчика. Понял?

Тыкает Ишутина кулаком под дых; тот оседает на скамейку; брюки немного увлажняются, но это не должно бросаться в глаза зрителю.

ИШУТИН:
- П–п-п-понял. Все люди – братья. Все должны помогать друг другу. Я ничего не видел, ничего не слышал, ничего не знаю.

КРЫС:
- Смотри у меня! (снова показывает нож). Сиди, читай!

ИШУТИН (покорно):
- Сижу. Читаю.

Открывает книгу.

Пираты направляются к заброшенному дому. Крыс, подтянувшись, забирается на откос не заколоченного досками окна, толкает раму (окно распахивается внутрь), затаскивает в окно Наумова, чуть не уронив. Сбрасывает верёвочную лестницу, по ней с трудом забирается Весельчак. Окно закрывается изнутри.

В арке появляется Алиса, быстро оглядывает двор, подбегает к Ишутину.

АЛИСА:
- Простите, здесь не пробегали двое мужчин с мальчиком?

ИШУТИН (изображает удивление; не торопясь закладывает книгу пальцем):
- С каким ещё мальчиком?

АЛИСА:
- Толстяк в плаще. Врач в белом халате и красном шарфе. Школьник, мой ровесник. В пиджачке.

ИШУТИН:
- Девочка, я тебе русским языком говорю: никто здесь не пробегал, не проходил и даже не пролетал. Особенно врач в белом халате. Иди своей дорогой, не мешай повышать культурный уровень (взглядом показывает на книгу; на обложке написано: «Так говорил Заратустра. Ф. Ницше»).

АЛИСА (расстроенно, ни к кому не обращаясь):
- Куда они подевались?

ИШУТИН:
- Иди, иди своей дорогой. (Губы дрожат) Иди уже (открывает книгу и делает вид, что читает).

Алиса выбегает в арку и обнаруживает в переулке толпу одноклассников (Королёв, Садовский, Сулима, Мессерер, Грибкова, Руткевич, Троепольская, Михайлова), что-то бурно обсуждающих. У всех школьные портфели или рюкзаки. Со стороны переулка вход в арку обозначен дорожным знаком «Дорога ведёт в тупик».

САДОВСКИЙ (громко):
- Вот она! Алиса, где Коля?

ЮЛЯ:
- Где лже-Алик?

МЕССЕРЕР:
- Где толстяк?

АЛИСА:
- Не знаю. Потеряла.

МИЛА (эмоционально):
- Алиса, мы всё знаем! (Алиса испугана. Гневно смотрит на Юльку) Сулима всё рассказал! (На лице Алисы отражается полный когнитивный диссонанс) Фима никому не проболтался, кроме Сулимы! (С успокаивающей интонацией) А Наумов – никому, кроме Фимы (в мозгах Алисы что-то начинает проясняться; она слегка улыбается).

ФИМА (внушительно):
- Сулима не мог поступить иначе. Это уже не твоё личное дело – это дело всего класса. Пострадала Алла Сергеевна, Наумову и Грибковой угрожает опасность!

КАТЯ МИХАЙЛОВА (встревоженно):
- И уйма свидетелей. Взрослых!

ФИМА:
- Мой план таков: Алиса пускай бежит к Наумову домой и заберёт миелофон. Сулима покажет дорогу.

СУЛИМА:
- Как она его заберёт? Я, во-первых, понятия не имею, где он лежит…

ФИМА:
- Я объясню. Я видел!

СУЛИМА:
- Вот сам и дуй с Алисой к Наумову. Придётся что-то соврать его родителям, а я врать не умею!

ФИМА (бросается на Сулиму):
- Я никогда не вру!

КАТЯ МИХАЙЛОВА (оказывается между двумя мальчишками):
- Ага, подеритесь ещё. Самое подходящее время.

ФИМА:
- А чего он сразу?

ЛАРИСА:
- Мамочки, я так нервничаю! Колю, наверное, сейчас пытаааают!

ФИМА:
- Его ни один пират не расколет! Я его знаю как самого себя!

ЛАРИСА:
- Уж ты бы в момент всё разболтал!

ФИМА (возмущённо):
- Вот ещё!

КАТЯ МИХАЙЛОВА (строго):
- Довольно препираться! Фима, твой долг – проводить Алису. Понятно?

ФИМА (недовольным голосом):
- Ладно, так и быть, провожу. Остальные, слушай мою команду. Разделяетесь на группы по двое и обследуете подъезд за подъездом во внутренних дворах. Если там никого не найдёте – приступаете к поискам в парадных.

ЛАРИСА:
- Так целый день будем искать! Я и без того проголодалась! От волнения.

ЮЛЯ (Ларисе):
- У меня шоколадка! (Называет фирму-спонсора; снимает рюкзак, роется в нём). Опс! Вот это номер! (Достаёт миелофон).

ЛАРИСА:
- Что такое? Это не шоколад!

АЛИСА:
- Это миелофон.

Лариса хлопает в ладоши от радости. Алиса проверяет, работает ли миелофон. Радостно улыбается. На экране миелофона видим изображение полушарий чьего-то мозга, опутанное мерцающей сетью светящихся линий. Вероятно, прибор сейчас схематически отображает чью-то мыслительную активность.

ФИМА, БОРЯ:
- Ура!

ЮЛЯ:
- Когда только Наумов успел его подсунуть?! Молодец, сообразил! (Обращается к весело смеющейся Алисе) Ты чего?

АЛИСА:
- Я на Ларисиной частоте сейчас.

Показывает Юле экран миелофона. На экране Лариса тайком достаёт из Юлькиного портфеля шоколадку. Лариса не видит экрана, но становится пунцовой. Юлька хмыкает, достаёт шоколадку и протягивает Ларисе.

ЛАРИСА (смущаясь):
- Спасибо, Юля, ты настоящий друг! (Разворачивает шоколадку и в ходе дальнейшего действия довольно быстро её съедает).

ФИМА:
- Теряем время! Айда по подъездам!

МИЛА (строго):
- Кроме тебя, Фима. Ты всё равно проводишь Алису до квартиры Наумова: ей теперь нужно в соседнюю. И как можно скорее!

Юля с тоской глядит на Алису, осознавая, что та вот-вот исчезнет и что Юлька её никогда больше не увидит. Выноска: больничное окно с вороном и надписью. В Юлькином воображении надпись анимирована.

АЛИСА (возмущённо):
- То есть как это? Вы, значит, будете выручать Наумова, а я, будто последняя трусиха, смоюсь из прошлого – и поминай как звали?! (на глазах слёзы)

Юлька подпрыгивает и хлопает в ладоши от радости.

МИЛА (второпях):
- Алиса, прости, это я привела пиратов в школу. Они меня убедили, что ты с базы террористов, что в школе сообщники среди взрослых и тебя обязательно надо задержать.

Алиса смеётся сквозь слёзы.

САДОВСКИЙ (Миле):
- И ты поверила?

СУЛИМА:
- Алиса, миелофон, наверное, поможет в поисках?

АЛИСА:
- Разумеется!

ФИМА:
- Тем не менее, разделимся на группы по двое – так быстрее и безопасней. Садовский, охраняй Алису. Мила, с тобой пойдёт Борис. Я с Катей. Юля с Сулимой. Лариса, сбегай по-быстрому домой, принеси всем бутерброды, а то у нас на всех была одна шоколадка, и та внезапно кончилась!

Лариса с виноватым видом тут же убегает; остальные разбегаются по дворам. Алиса (которая что-то подозревает) направляется обратно во двор с заброшенным особнячком, надев на ухо беспроводной наушник от миелофона. Садовский и камера следуют за ней.

АЛИСА (Садовскому, показывая взглядом на старательно читающего Ишутина):
- Кажется, он что-то знает. Сможешь с ним поговорить? А я послушаю.

САДОВСКИЙ:
- Уж я-то поговорю. Небось, не сторона куба. (Подходит к Ишутину, обращается к нему) Уважаемый, могу я вам задать один короткий вопрос?

ИШУТИН (радостно):
- Разумеется, разумеется! Все люди – братья! Все должны помогать друг другу! Что вам угодно, молодой человек? (Над головой Ишутина выноска, в ней Крыс с ножом и Весельчак с Наумовым на плечах; Алиса внимательно смотрит на экран миелофона).

САДОВСКИЙ:
- Не вы ли будете Наполеон Бонапарт?

ИШУТИН:
- Что? Что за шуточки? (в выноске воображение Ишутина дорисовывает к двоим пиратам Садовского с перевязанным глазом и дробовиком).

САДОВСКИЙ (многозначительно):
- Значит, всё-таки вы. (Драматично) Я так и думал. (Монотонным, бесцветным голосом) В таком случае я должен вас предупредить, что сезон охоты на наполеонов открыт (Ишутин белеет, в выноске смерть с косой).

ИШУТИН (полушёпотом, заикаясь):
- Я по-по-позову на помощь!

В выноске могильная плита с надписью: Пётр Ишутин, 1993…2020.

САДОВСКИЙ:
- Скрытность многих доводила до беды. Мой дедушка, охотясь на наполеонов, всегда брал с собой канистру с керосином. Он лил керосин наполеону на хвост, и тогда наполеон…

АЛИСА (громко):
- Пётр Ишутин, 1993 года рождения, отвечайте немедленно, куда толстяк понёс связанного мальчика?

ИШУТИН:
- Я ничего не видел, ничего не знаю, все люди братья, все должны помогать друг другу… (Вскакивает и даёт стрекача по направлению к арке; в выноске Садовский с перевязанным глазом и дробовиком и Алиса с абордажным крюком вместо руки и хломпупатором наперевес; она, прищуриваясь, целится).

АЛИСА (под аркой, тихо, даже ласково):
- Пётр, здесь они вас не увидят и не услышат. Говорите правду.

ИШУТИН:
- Ведьмаааааа! (ускоряет бег; в выноске мелькают пираты, залезающие в окно; их сменяет поезд, несущийся по карте России в направлении Магадана, пренебрегая тем, что железная дорога заканчивается в Бестяхе; выноска разворачивается почти на полный экран, и мы видим в окне поезда поседевшего Ишутина с полными ужаса глазами).

АЛИСА:
- Всё ясно. Наумов в заколоченном доме, пираты тоже.

САДОВСКИЙ (показывает на миелофон):
- Можно посмотреть?

Алиса показывает экран. На нём хвост уносящегося поезда сменяется схемой (на экране она не умещается, Алиса прокручивает её пальцем): чемодан ® кредитка (с логотипом банка-спонсора мультфильма) ® электронный билет ® Ярославский вокзал ® Магадан на карте Дальнего Востока. Прокручивает в обратном направлении до чемодана: теперь чемодан перечёркнут крест-накрест.

АЛИСА:
- Струсил вернуться за вещами! (Со вздохом) Такого не перевоспитать… Всё, быстро зови сюда ребят, а я на разведку.

САДОВСКИЙ:
- У нас положено наоборот.

АЛИСА:
- Спасибо, но ты не умеешь обращаться с миелофоном.

САДОВСКИЙ (с улыбкой):
- А поезда до Магадана не ходят. Сюрприз! (убегает).

Сцена 9.7

Кабинет следователя. Следователь (стоит навытяжку), генерал (на стуле).

ГЕНЕРАЛ:
- Хм… Час от часу не легче. Миелофон, Магадан… Гибралтар, Лабрадор… Я ведь, Егор Степанович, зашёл не для того, чтоб послушать показания этого рыжего романтика…

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Я догадался.

ГЕНЕРАЛ (со вздохом):
- Не фартит нам с этим делом. Не фартит!

СЛЕДОВАТЕЛЬ (кивает):
- Дело не подарок. Дрянь дело.

ГЕНЕРАЛ:
- Я вот с чем к вам. Очень… м… не нравится мне эта ваша версия насчёт гипноза… м… на расстоянии. Если она верна, то мы с вами… м… загипнотизированы!

СЛЕДОВАТЕЛЬ (побелев):
- Не надо меня пугать!… товарищ генерал. (спокойнее) И мне не нравится, но надо продолжать розыск.

ГЕНЕРАЛ:
- Кто ж спорит-то? Надо. Вопрос – к чему он приведёт!

СЛЕДОВАТЕЛЬ (то ли генералу, то ли самому себе):
- Не нужно драматизировать. С Ниткиным Крыс торговался. Не гипнотизировал! Торговался!

ГЕНЕРАЛ:
- Это он нам с нами внушил, будто торговался.

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Зачем такие сложности? Мог бы внушить, что мы юные пионеры, и отправить нас прямо в лагерь! Вот и всё, концы в воду.

ГЕНЕРАЛ:
- Вот именно. Потому и говорю: негодная версия.

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Но если эти способности появляются у него стихийно, то почему…

ГЕНЕРАЛ:
- Есть и такая вероятность (закусил губу). Крошечная, но есть.

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- И вот чтобы понять, доколе простираются границы способностей Крыса, мне в данный момент позарез (соответствующий жест) нужно знать во всех деталях, о чём таком он договорился со светочем российского кинематографа.

ГЕНЕРАЛ:
- Зачем?

СЛЕДОВАТЕЛЬ (не желает раскрывать все карты):
- Хотя бы из профессионального любопытства. И я…

ГЕНЕРАЛ (перебивает):
- А я вам скажу. (Тоном заговорщика) Только не верьте. Это полная чушь.

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Интригуете?

ГЕНЕРАЛ:
- Судите сами. Что, если Ниткин снимет что-нибудь про Алису? Имя, кстати, может быть любым – неважно. И, допустим, выведет Алису… другой. Не такой, какая есть.

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Сегодня не первое апреля.

ГЕНЕРАЛ:
- Я предупредил: не верьте. Но мотив у Крыса, между прочим, налицо!

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- И если, предположим, она ускользнула от него так же, как ускользнула от нас…

ГЕНЕРАЛ (оживлённо):
- Вот именно. А Крыс – не просто бандит, он бандит с фантазией. Романтик… с большой дороги.

СЛЕДОВАТЕЛЬ (скептично):
- Насчёт бандитов с фантазией судить не берусь, а вот генерал с фантазией в МУРе служит, могу поручиться!

ГЕНЕРАЛ:
- Я тоже. Кому ещё, кроме него, по плечу противостоять бандитам с фантазией?

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Противостоять кому? Бандиту, заказывающему киноподелку, чтоб насолить шестикласснице? Если это юмор такой, то я не понял.

Генерал пожимает плечами.

СЛЕДОВАТЕЛЬ (убеждённо):
- Хотим или нет – надо всерьёз браться за Ниткина. План его, очевидно, какой-то иной…

ГЕНЕРАЛ:
- Вы правы, с деталями его плана надо ещё разобраться. Только это будет поручено не нам! Здесь МУР, а не комитет тайн и чудес. (Заговорщицким тоном) Но вы что-то такое говорили о любопытстве, Егор Степанович?

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Да, говорил. И у меня есть гражданское право на удовлетворение любопытства любыми законными методами.

ГЕНЕРАЛ (удовлетворённо):
- Вот именно! (Помолчав) И всё же. Если б у Ниткина оказался именно такой план, а не иной – как бы вы к нему отнеслись? Если б Ниткин, ведомый Крысом, атаковал эту смелую девочку стомегатонной мощью кинематографа? Чтоб у неё земля под ногами горела, где б она ни была, хоть бы в будущем?

СЛЕДОВАТЕЛЬ (по мере того, как генерал говорит, глаза его сужаются и наливаются кровью, сжимает кулаки, привстаёт – короче, готов порвать Ниткина как тузик грелку, еле сдерживает эмоции):
- Трудный вопрос задаёте, товарищ генерал! И мой ответ таков (берёт себя в руки) – я бы проигнорировал. Не дело это – поддаваться на явные провокации.

ГЕНЕРАЛ:
- А другие? (С чувством) Поверят. Без оглядки. Бестолково. (Грозно сводит брови) Тогда что?

СЛЕДОВАТЕЛЬ (отвечает не сразу, неуверенно):
- Я всё-таки верю в людей. У них свои головы на плечах.

ГЕНЕРАЛ (смягчаясь):
- Я тоже верю. Не верю, что прав, веря – но верю. (Встаёт) Добро. Работайте. (Собирается уйти, но останавливается).

ГЕНЕРАЛ:
- Капитан!

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Да?

ГЕНЕРАЛ:
- Почему вы так уверены, что Алиса прилетела из будущего?

СЛЕДОВАТЕЛЬ (слишком бодро):
- Никак нет, товарищ генерал! (Краснеет).

Генерал проницательно смотрит на следователя.

СЛЕДОВАТЕЛЬ (неуверенно):
- Это лишь игра воображения. Тени романтической юности. Вы же помните мою историю: тяжёлая атлетика, десант, отряд космонавтов. Короче, не принимайте всерьёз.

ГЕНЕРАЛ:
- Тогда простите (уходит).

Следователь открывает крышку ноутбука, кликает на пиктограмме в виде Говоруна – открывается фото Алисы в окне браузера. В адресной строке путь: file:///C:/Documents/Stepanov/YandexDisk/ МУР/20200411/Алиса%20Селезнёва.jpg

Набирает поисковый запрос: Селезнёва Алиса Игоревна дата рождения. Стирает его. Набирает новый: Алиса Крыс Весельчак система Медузы. Стирает. Набирает ещё один: Луна пепельный свет огоньки. Стирает. Закрывает ноутбук. Снимает трубку стационарного телефона, набирает трёхзначный номер.

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Руткевич и Наумова ко мне, пожалуйста. Заждались уже, наверное!

Входят Руткевич и Наумов.

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- День добрый, мои дорогие свидетели! (Привстаёт, жестом предлагает сесть). Сегодня я хотел бы услышать рассказ о том, как Наумов вырвался из лап пиратов. И мне подумалось, что лучше всего услышать его из уст Милы. У тебя (обращается к Миле) фотографическая память и отлично развитое чувство долга. (С сарказмом) Ну, а Николай всегда готов поправить, если что не так.

НАУМОВ (Миле, с ударением на слово «всё»):
- Всё не так. Всё не так, ребята.

МИЛА (пренебрегая Наумовым):
- Начать с того, как Весельчак оттащил Колю в заброшенный дом?

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Так точно! (включает диктофон).

Сцена 9.8

Интерьер заброшенного особняка: коридор, ободранные обои с пятнами от мебели и от картин. Алиса быстро, но тихо, с оглядкой, перемещается по коридорам, лестницам, комнатам (камера следует за ней со спины). Услышав шорохи (сквозняк), прячется то за углом, то за дверью. Никого не встречает. Наконец, поднявшись на второй этаж, обнаруживает в одной из комнат валяющегося на полу в неестественной позе Наумова, который, кажется, не дышит (на самом деле он парализован: пираты ловят Алису на живца). Один глаз открыт, но закатился; другой, окружённый обширным кровоподтёком, отёк и выглядит так, как будто выбит. Алиса с тяжёлым вздохом склоняется над телом; на экране миелофона (камера его показывает) изображение надгробья с буквами R.I.P. – это мысли Коли, думающего, что ему пришёл конец, но Алиса принимает это изображение за индикатор отсутствия признаков жизни в том теле, на частоту которого настроен прибор. По её щекам текут горькие слёзы. Звучит мелодия из третьей серии «Ну, погоди!» в сцене, когда Заяц находит дымящуюся мотоциклетную перчатку.

В этот момент сверху опускается рука с согнутым крюком указательным пальцем. Палец цепляет Алису за шиворот ветровки и поднимает в воздух. Траурная мелодия сменяется пиратской темой, и тут Коля подаёт признаки жизни.

НАУМОВ (не видя Алису, слабым голосом, как в бреду):
- Алиса! Я им ничего не сказал!

Весельчак У, на пальце которого висит растерявшаяся Алиса, смеётся смехом Фантомаса. Рядом Крыс в облике Воланда. Он молча протягивает руку за миелофоном.

АЛИСА (со слезами на глазах, но лицо жёсткое):
- Сдаюсь. На!

Протягивает Крысу миелофон. Колино лицо выражает крайнее неодобрение поступка Алисы; он пытается встать, но не может. Крыс, однако, осторожен: он не берёт прибор из рук Алисы. Вместо этого он в упор целится ей в лицо из костыля. В выноске видим мысли Крыса: он в этот момент вспоминает, как Алиса в больнице едва не вышвырнула Весельчака в окошко. Эти же мысли отображаются на экране миелофона, но там их видно плохо. Весельчак по-прежнему держит Алису навесу за шиворот одним пальцем.

КРЫС:
- Так будет надёжней, крошка. Что-то я не верю в твою покорность.

В этот момент в коридоре раздаётся шум, топот и громкий визг.

КРЫС:
- Что такое? Что такое?

Весельчак У бросает Алису; та тут же прячет миелофон в карман и принимает боевую стойку.

ВЕСЕЛЬЧАК У:
- Шеф! Всё пропало! (Бросается в заколоченное окно, выбивает своей тушей доски и исчезает из поля зрения).

В комнату врывается толпа детей. Лариса, увидев Крыса в облике Воланда, испуганно крестится. Дети окружают пирата полукольцом, тот отступает в угол, наступая по пути на руку Наумову; Наумов ойкает.

КРЫС (целясь в детей из костыля):
- Спокойно! Спокойно, дети. Одним выстрелом я могу уложить сразу троих (кивает в сторону Наумова, чтоб дети поняли, что он имеет в виду). Готов к переговорам – при условии, что по их результатам миелофон достанется мне. В противном случае пеняйте на себя.

Мессерер пытается зайти Крысу за спину. Крыс косится на Мессерера. Стреляет, но Мессерер толкает его под локоть, и заряд уходит в потолок. Лариса падает в обморок; дети отвлекаются на неё; Крыс, пользуясь замешательством, достаёт нож (костыль висит у него на плече на ремне) и подносит к горлу Наумова.

КРЫС:
- Миелофон сюда! Живо!

КОЛЯ:
- Алиса, не отдавай! Беги! Я сам виноват!

Угрюмая Алиса отдаёт миелофон пирату. Крыс, держа нож у горла Наумова, ставит мальчишку на ноги.

КРЫС (Наумову):
- Вставай, хорош симулировать. Пойдём, заложником будешь. Остальным не двигаться. Сами должны понимать, что будет, если услышу малейший шорох.

Коля встаёт. Один глаз у него по-прежнему не открывается.

Пират, держа нож у горла Коли, пятится к выходу. Дети расступаются. Крыс выходит, косясь на них, и исчезает в темноте коридора.

Алиса прикладывает палец к губам и жестами показывает, чтоб дети не загораживали ей дверь. Те не понимают, что она задумала (Юлька вообще крутит пальцем у виска), но повинуются. Алиса без разбега прыгает, на лету отталкивается руками от дверного косяка (камера следует за ней) и в полёте ногой выбивает нож из руки Крыса. Наумов, сообразив, что Крыс обезоружен, наносит ему удар локтем в солнечное сплетение (правда, эффекта удар не имеет, потому что у крысов солнечного сплетения нет). Вслед за Алисой в тёмный коридор с гиканьем бросаются её одноклассники. Крыс пытается спастись бегством, но от Алисы разве убежишь? Она легко нагоняет его, хватает за ремень костыля. Крыс бросает костыль; Алиса целится из него в убегающего Крыса, но её слепит свет фонаря.

ГОЛОС:
- Алиса, опусти оружие! Опусти, кому говорят! Парализующий аэрозоль вреден моему недолеченному сердцу.

Голос явно не принадлежит Весельчаку, и Алиса опускает костыль. Фонарь теперь освещает весь коридор, и зритель видит, что Крыс лежит на полу, а Николай Николаевич связывает ему руки. Алиса подбегает к Крысу, начинает его обыскивать. Наумов первым замечает отлетевший в сторону миелофон, подбирает его и отдаёт Алисе.

АЛИСА:
- Спасибо, Коля! Ты настоящий герой!

СУЛИМА:
- Дурак он, а не герой! Прибор давно следовало вернуть.

НАУМОВ:
- Не герой. Но и не дурак. Алису пираты знают в лицо. Следовало дождаться помощи, а уж потом отдавать. Правда вот, помощь малость запоздала. (Николаю Николаевичу) Где Весельчак?

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ:
- Во дворе. В нокауте. Плохо перенёс жёсткую посадку после полёта со второго этажа.

На связанного Крыса в этот момент никто не обращает внимания, и он неторопливо превращается в перекатчика с планеты Всик – это скользкий шар ростом с две трети Алисы.

ЛАРИСА:
- Ребята! Он ускользает!

Алиса снова вскидывает костыль, но Николай Николаевич берёт её за плечо.

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ:
- Не стреляй. С минуты на минуту в прошлое вылетит спецназ. Это их работа. Нам не задержать Крыса: как ни связывай и ни запирай –ускользнёт. Нужны спецсредства. И, между прочим, не только они: ещё нужны полномочия на задержание. У спецназа есть и то, и другое. Главное, что обошлось без жертв, и хорошо, что ценный прибор в сохранности.

НАУМОВ:
- Николай Николаевич! Как вы нас нашли?

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ:
- Ничего сложного. Все данные о полётах сквозь время фиксируются компьютером института. Если б не неисправность машины, не рассчитанной на вес Весельчака, спасатели явились бы сюда по горячим следам. К сожалению, ремонт потребовал времени. Как только спасатель пробился в прошлое, он мне позвонил.

ФИМА:
- Вы, как Алиса, тоже сбежали из сумасшедшего дома? То есть из больницы?

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ:
- Вот именно! Врачам оставил записку: вернусь, мол. Дальше всё просто: взлом камер видеонаблюдения, обнаружение в их файлах происшествия с троллейбусом, больница, Юлина мама, школа. А в школе выясняется, что весь шестой «Б» в полном составе убежал с уроков ловить пиратов, что категорически запрещено правилами!

Короче, разрешите вас поздравить с завершением всей этой неприятной истории.

ФИМА:
- Отчего это неприятной? Весь класс проявил лучшие человеческие качества. Где б ещё удалось их проявить?

МИЛА (рассудительно):
- Фима, ты неправ. В жизни всегда есть место подвигу!

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ:
- К сожалению, безрассудству тоже. Это касается в первую очередь Наумова, во вторую – Алисы, в третью – остального шестого «Б»…

АЛИСА (язвительно):
- А в нулевую – института времени, чья аппаратура возит кого попало куда попало!

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ:
- Не будем спорить. Многие ошибки исправил шестой «Б», за что ему большое спасибо от имени двадцать второго века. А теперь марш домой, делать уроки! Фима, проводи Наумова.

ЮЛЯ:
- Никуда мы не пойдём, пока не проводим Алису!

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ:
- Сегодня ещё не летим. Я должен вернуться в больницу, как обещал. Как только всё будет готово – обязательно всех оповещу. Честно!

*****КОНЕЦ ЭПИЗОДА 9*****

Титры в сопровождении мелодии песни Высоцкого «Горизонт» – музыкальной темы Николая Николаевича (оркестр).