Литературный сценарий
мультипликационного фильма
по мотивам повести Кира Булычёва
«Сто лет тому вперёд»
Автор сценария – Н. Светлов
© Н. Светлов, 2019
© Проект romantiki.ru, 2019
Титры на фоне панорамы современной Москвы с высоты птичьего полёта с акцентом на стадионы. Музыкальная тема на мотив «Песенки прыгуна в высоту» Высоцкого (дуэт или трио гитар). Камера, снижаясь, влетает в окно московской школы на Поварской, и мы видим школьный класс с персонажами из сцены 7.5: гроссмейстер прощается с детьми и уходит.
Школьный класс. Продолжение сцены 7.5. Те же персонажи, кроме гроссмейстера.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (сам себе, задумчиво):
- Личность Крыса подтвердил Ниткин, а личность Алисы – Гарри Кимович. Это очень
серьёзно! (Обращается к Ларисе) Лариса, а на физкультуре что стряслось?
ЛАРИСА:
- Ничего не стряслось. Мы в волейбол играли с семиклассниками. Сначала девочки,
потом мальчишки.
МИЛА:
- Алиса в команде не числилась: она вышла на замену.
ЛАРИСА (с недовольным видом):
- Спасибо Кате Михайловой, уговорила.
Над головой Ларисы рождается облачко с начальным кадром сцены 8.2, которое быстро разрастается на весь экран.
Школьный спортзал, оборудованный для игры в волейбол. Вдоль стены скамейка запасных, на ней болельщики: Алиса, в сторонке от неё три Коли, Фима и Боря Мессерер. Алиса косится то на одного Колю, то на другого. На площадке девочки-шестиклассницы: Катя Михайлова на подаче, Юля Грибкова, Лариса Троепольская и ещё две их одноклассницы, ранее нам не встречавшиеся. На другой стороне площадки пятеро девочек постарше – команда семиклассниц. Все дети в спортивной форме, схожей с изображённой на классических иллюстрациях Мигунова. На судейской вышке преподаватель физкультуры Эдуард Петрович (выноска: Эдуард Петрович, преподаватель физкультуры. Мастер спорта по классической борьбе. Не женат). Над ним на стене портреты известных спортсменов: Лев Яшин, Владислав Третьяк, Ирина Роднина. Над портретами выноски с информацией о спортсменах для зрителя (фамилия, имя, заслуги).
АЛИСА (шёпотом):
- Прокля́тый Коля! Кто же из них он? Думает один перехитрить двоих взрослых
пиратов?
Катя Михайлова подаёт, противник отбивает подачу, мяч на стороне шестиклассниц. Лариса подбегает к мячу, чтобы принять его, но пропускает между рук. Потеря подачи.
Подаёт семиклассница. ЮЛЯ принимает мяч, пасует Кате, та подбегает к мячу, но натыкается на Ларису, которая зачем-то покинула своё место под сеткой. 1:0.
ЛАРИСА:
- Ой! (принимает максимально виноватый вид) Я нечаянно!
КАТЯ (в сердцах):
- Ну что за хрюшка!
ЛАРИСА (сладким голосом):
- Это ты кого имеешь в виду?
ЮЛЯ:
- Катя, хорош хамить! Это просто игра.
КАТЯ (раздражённо):
- Ладно, проехали (принимает подачу семиклассниц, пасует Юле).
ЛАРИСА (возмущённо):
- Куда это вы проехали?
ЮЛЯ (с трудом приняв подачу и перебросив мяч на сторону соперниц):
- Лариса, не отвлекайся и не мешай.
Мяч от соперниц летит к Ларисе, которая его не видит – у неё слёзы на глазах от обиды. Катя грубо отталкивает её и принимает мяч, Юлька в падении, еле дотянувшись, принимает пас, но неудачно. Катя хочет что-то высказать, но сдерживается.
ЮЛЯ (глядя на Ларису):
- Ну вот!
Зря она это сказала: Лариса, услышав, демонстративно покидает площадку.
ЛАРИСА (уже со скамейки):
- Знаете что? Играйте без меня! Больше вам мешать не намерена!
ЭДУАРД ПЕТРОВИЧ:
- В таком случае я должен засчитать команде техническое поражение. Игра
вчетвером не разрешается правилами.
ЛАРИСА (обиженно):
- Ну и засчитывайте!
КАТЯ (удручённо):
- Ну и засчитывайте!
ЮЛЯ:
- Эдуард Петрович, подождите! У нас замена!
ЭДУАРД ПЕТРОВИЧ:
- Какая ещё замена? Алиса освобождена от физкультуры, ей нельзя играть!
ЮЛЯ:
- Алиса, ты как считаешь? Нужно выручить команду!
АЛИСА:
- Я давно не играла… Но раз нужно, попробую.
ЮЛЯ и КАТЯ (хором):
- Эдуард Петрович!
АЛИСА:
- Эдуард Петрович, игра мне не повредит. Я всё равно по утрам делаю по
сто отжиманий (принимает упор лёжа на левую руку и быстро-бысто выполняет
отжимания одной рукой; принимает позицию «крокодил на одной руке», продолжая
отжиматься).
ЭДУАРД ПЕТРОВИЧ (с изменившимся лицом):
- Ух ты! Ладно, верю. Играй. Счёт 2:0, подача семиклассниц.
Алиса занимает место на площадке справа под сеткой, где до неё стояла Лариса. Семиклассницы подают, Юлька вот-вот примет мяч.
АЛИСА:
- Пасуй мне!
Юля пасует. Алиса подпрыгивает примерно на высоту своего роста и гасит мяч на площадку соперниц – те даже ойкнуть не успевают.
ЭДУАРД ПЕТРОВИЧ (восхищённо):
- Я фигею!
Алиса становится на подачу, очень точно подаёт, семиклассницы с трудом принимают мяч, отбивают, мяч летит к центру площадки шестиклассниц. Алиса прыгает прямо из угла площадки, достаёт мяч в воздухе, забивает семиклассницам, приземляется на руки, делает сальто и в два прыжка возвращается на подачу. Счёт 2:1.
Дальше идут стоп-кадры ещё четырёх Алисиных прыжков, во время которых она отбивает мяч из самых разных положений. Счёт 2:5, шестиклассницы выигрывают.
Одноклассницы и одноклассники – все, кроме безучастной Ларисы – поздравляют Алису. Между тем на стене портреты Яшина, Третьяка и Родниной трансформируются в портреты Ивана Поддубного, Валерия Харламова и Людмилы Пахомовой. Новые портреты, как и прежде, сопровождаются выносками.
ГОЛОСА ДЕТЕЙ:
- Молодец!
- Мастер спорта!
- Олимпийский уровень!
ЭДУАРД ПЕТРОВИЧ (в смартфон):
- Марта Эрастовна, у нас тут будущая чемпионка в шестом «Б» объявилась. Вам
нужно обязательно познакомиться. Нет, не Михайлова. (Обращается к Алисе) –
Алиса, как твоя фамилия?
АЛИСА:
- Селезнёва.
САДОВСКИЙ (бормочет себе под нос):
- Не путать с Уткиной и особенно с Гусевой. Они прыгают не так ловко. Зато с
парашютом. Иногда их уносит ветром…
ФИМА:
- Алиса, номер сотового дашь?
АЛИСА:
- Я забыла.
ФИМА:
- Сотовый?
АЛИСА (отмахивается):
- Нет, номер. Говорю же: амнезия. (Обращается к Наумову; зритель всё ещё не
знает, что это Наумов) Коля, вот ты мне должен помочь. Почти уверена, что где-то
тебя уже видела. Может, ты́ в курсе, где я училась раньше? В математической
школе? Шахматной? Спортивной? Скажи – и я, быть может, вспомню.
НАУМОВ (безразлично):
- Не знаю, где ты могла меня увидеть.
АЛИСА:
- Например, на школьной биостанции.
НАУМОВ (категорично):
- Исключено. Никогда не увлекался биологией. Наверное, это была Лариса. У неё
дома хомяк живёт.
Школьный класс. Продолжение сцены 8.1.
Последний кадр предшествующей сцены сворачивается в выноску над головой Ларисы. Лариса встряхивает головой, и выноска рассыпается. Дверь отворяется, в класс входит Фима Королёв.
ЛАРИСА (смущённо):
- В общем, волейболистка я, конечно, так себе. Но то был просто чёрный день для
меня. Даже стыдно. Алиса тоже хороша: хоть бы доброе слово сказала в утешение…
Даже не вспомнила обо мне в зените славы!
ФИМА (перебивает Ларису):
- Всем здрасте! Простите за опоздание!
Все, кроме Ларисы, приветствуют Фиму жестами.
ЛАРИСА:
- Знаете как обидно было! Здравствуй, Фима. Впрочем, я не обижаюсь. Она
новенькая, к тому же после травмы. Могла не запомнить своих одноклассников.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Лариса, спасибо! Марта Эрастовна, как считаете, Лариса не преувеличивает?
Может девочка одиннадцати лет иметь такую физподготовку?
МАРТА ЭРАСТОВНА:
- Может, почему нет? Но для этого нужно много тренироваться, придерживаться
особого режима дня, рациона питания… Но Алиса, к сожалению, ничего не помнит. И
что особенно обескураживает, ни из одной спортшколы страны не исчезала
талантливая юная спортсменка! У меня было полгода, чтобы все их обзвонить. Её,
безусловно, тренировали за рубежом.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Да, эту версию мы тоже прорабатываем. Но тогда выходит, что её ввезли в страну
нелегально. Через официальные пограничные пункты она никогда не проходила.
ФИМА:
- Вы просто не хотите понять!
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Фима, это я уже слышал. Не мешай дознанию. Лучше ответь вот на какой вопрос.
Кстати, спасибо, что всё-таки пришёл. Ты же наверняка знаешь, как Весельчак с
Крысом выследили Алису? Нам важна каждая деталь, каждая зацепочка!
ФИМА:
- А что толку? Вы всё равно меня считаете фантазёром!
ЛАРИСА:
- Ты и есть фантазёр. Даже сам не замечаешь.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Если верить всем твоим показаниям, то выходит… мистика какая-то. Люди
волшебным образом появляются ниоткуда и исчезают в никуда. Опыт моей профессии –
многовековой опыт! – доказывает, что так не бывает! Сколь верёвочка ни вейся…
ФИМА (обиженный недоверием):
- Всё равно укоротят.
ЮЛЯ:
- Не устаю удивляться, почему взрослые скорее согласятся объяснить что-нибудь
необычное мистикой, если нужны физика и технологии. Фима действительно фантазёр,
но…
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Юля, для следствия нет различий в доказательной силе версии об ангеле с небес
или о пришельце со звёзд. Если убрать эти версии, то, значит, бандиты ходят
где-то здесь. Полгода назад они неизвестно куда упрятали Алису. Завтра, быть
может, они придут за тобой. Как ты считаешь, возможно такое положение дел или
нет?
Юля молчит.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- А если возможно – с нашей стороны такой возможностью преступно пренебрегать!
Людям. Грозит. Опасность! Фантазии Фимы могут принести страшный вред. Боюсь,
именно он завёл меня в тупик. Говорит
больше, чем знает, и знает больше, чем говорит.
Фима на заднем плане крутит пальцем у виска по адресу следователя. Следователь не видит. Лариса с Милой улыбаются.
ЮЛЯ:
- Но многое из того, что он говорит, подтверждают другие свидетели!
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- И после этого тебя удивляет, что я упомянул о мистике? Я не верю, что
происходила какая-то небывальщина. На грани мистики для меня только лишь
позиция, занятая свидетелями! Я работаю в МУРе полжизни, но ни разу с таким не
встречался.
Дети пожимают плечами. Следователь подходит к окну, кидает задумчивый взгляд на дуб, с сомнением качает головой.
ЮЛЯ (утвердительно):
- Вы нам не верите. Ни детям, ни взрослым.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- А может быть… Может, вы все вправду загипнотизированы этим так называемым
Крысом? Гипноз-то, в отличие от машин времени, существует взаправду. В
практике МУРа немало дел, связанных с его применением в преступных целях.
АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- А что? Вполне естественная версия!
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
-Да. Я всё это время пытался решить загадку в рамках обычной криминалистики. Но
с сегодняшнего дня версия насчёт гипноза волей-неволей становится основной.
Только она хоть что-то проясняет. В таком случае выходит, что Наумов не поддался
гипнозу – быть может, потому, что никогда не встречался с Крысом…
ЮЛЯ:
- Ещё как встречался!
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Значит, Крыс и это тебе внушил. Да, и Фиме тоже. Это его, безусловно,
оправдывает, но тогда…
ФИМА (обиженно):
- Но тогда расследуйте без меня. Пускай вон Руткевич рассказывает! Это она
объяснила пиратам, как найти Алису, и провела их в школу. К тому же такие умные,
как наша Мила, вряд ли поддаются гипнозу.
РУТКЕВИЧ:
- Фима, лучше ты. Я стесняюсь. Если что не так – поправлю.
ФИМА:
- Зато ты умеешь убеждать.
РУТКЕВИЧ (поправляет косу):
- Это правда. (Над Руткевич появляется, медленно разворачиваясь на полный экран,
выноска с первым кадром сцены 8.4). Поэтому сразу предупреждаю: всё, что
я расскажу, как раз доказывает, что гипнозу я поддаюсь. Крыс меня точно
загипнотизировал. Вот почему я не распознала в нём преступника.
Камера направлена на сквер Бунина с противоположной ему стороны Поварской улицы. Тёплый апрельский день. Мила Руткевич с рюкзаком за плечами шагает по направлению к школе. Навстречу ей – Весельчак У и Крыс в образе Алика Борисовича в красном шарфе.
ВЕСЕЛЬЧАК У:
- Добрый день, уважаемая школьница!
МИЛА (глядя мимо Весельчака):
- Извините, уважаемый, я не общаюсь с рекламными агентами!
ВЕСЕЛЬЧАК У:
- По данным соцсетей, вас зовут Милой и вы учитесь в шестом классе «Б»…
МИЛА (с раздражением):
- Я вызову полицию! (достаёт смартфон).
ВЕСЕЛЬЧАК У (доброжелательно):
- Вы имеете на это полное право, но дело в том, что в соцсетях нет никакой
информации об Алисе, которую нам с Александром Борисовичем (кивает на Крыса)
необходимо разыскать.
МИЛА (широко раскрыв глаза):
- Об Алисе?
КРЫС:
- Именно об Алисе. Она моя пациентка. Попала ко мне (переходит на шёпот) после
неудачной попытки террористического акта.
МИЛА:
- Не может быть! Это неправда!
ВЕСЕЛЬЧАК У:
- Мила, скажите, пожалуйста, вы хорошо относитесь к Алисе? Доверяете ей? Ну, как
своей сестре?
МИЛА (покраснев):
- Ммм… Пожалуй, нет.
КРЫС:
- Почему же?
МИЛА (импульсивно):
- Она выскочка! Но в остальном…
КРЫС:
- А в остальном она участница террористического сообщества. Вы разве не замечали
ничего странного в её поведении?
ВЕСЕЛЬЧАК У:
- Допустим, признаков того, что она прошла спецподготовку в лагере боевиков?
МИЛА:
- Там разве изучают теорему Ферма?
КРЫС:
- Обычно нет, но в рамках спецпрограмм по внедрению в российские школы – может
быть. Полагаю, что при этом используются запрещённые опасные препараты для
ускоренного усвоения сложного материала.
МИЛА:
- Невероятно… хотя очевидно. У неё неестественное сочетание способностей – такое
только в сказках бывает. Я вот, например, хорошо учусь, но не могу похвалиться
спортивными успехами (поправляет косу).
ПИРАТЫ (хором):
- Вот-вот!
МИЛА:
- Хорошо. Чем могу помочь?
КРЫС:
- Нам надо попасть к вам в класс!
МИЛА:
- Надо подать заявку на пропуск …
ВЕСЕЛЬЧАК У (возмущённо):
- Александр Борисович, как вы это находите?!
КРЫС:
- Милая Мила, всё дело в том, что Алису-то приняли в класс без надлежащей
проверки! Вы, конечно, догадываетесь, что это значит!
МИЛА (растерянно):
- Нет…
КРЫС:
- Это значит, что в школе у неё есть сообщники! Чтобы вывести их на чистую воду,
мы должны сначала задержать преступницу, проникнув в здание скрытно, а потом
уже, допросив её как следует (хищно улыбается), выйти на соучастников
преступления!
МИЛА:
- Ах, вот оно что! В школе есть эвакуационный выход возле спортзала. Он
вообще-то должен быть на сигнализации, но на самом деле старшеклассники через
него иногда выходят… мм… подышать свежим воздухом, и ничего им за это не бывает.
Открывается он только изнутри. Я вам его открою на перемене после первого урока.
ВЕСЕЛЬЧАК У:
- А камер наблюдения там нет?
КРЫС (отвечает вместо Милы):
- Может, и есть. Мы должны действовать быстро!
Финальный кадр сцены съёживается в выноску над головой Милы, открывая завершающий кадр сцены 8.3.
Снова школьный класс. Те же персонажи, что и в сцене 8.3, за исключением Марты Эрастовны.
РУТКЕВИЧ:
- Вот как оказалось, что я привела бандитов в класс. Если б не моя оплошность –
они ни за что б не нашли Алису! Пять миллионов в Москве человек. Кто её тут
найдёт?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Двенадцать! Двенадцать миллионов.
РУТКЕВИЧ:
- Конечно, двенадцать. Это в пятьдесят первом году было пять.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- А что было в пятьдесят первом году?
РУТКЕВИЧ:
- В пятьдесят первом году прошлого века потерялась Алиса.
ЮЛЯ:
- Тихо шифером шурша…
РУТКЕВИЧ:
- Всё норм. Просто погугли эту строчку! Про пять миллионов.
ЮЛЯ (смартфону):
- Привет, Алиса. Что известно о фразе «Пять миллионов в Москве человек – кто её
тут найдёт?»
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Вы о чём, девочки?
ЮЛЯ (показывает следователю экран смартфона с портретом Ильи Сельвинского и
подписью под ним: поэт Илья Львович Сельвинский, 1899–1968):
- О поэзии!
СЛЕДОВАТЕЛЬ (строго):
- Это к делу не относится!
ЮЛЯ (пожимает плечами):
- Наверное… Но Руткевич заблуждается. Пираты нашли Алису раньше. Правда, мы
тогда от них удрали. А права Мила в том, что без её помощи пираты не попали бы в
школу и не перепугали Аллу Сергеевну.
РУТКЕВИЧ:
- Алла Сергеевна, я не хотела!
АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- Ты не виновата. Жаль только, что плохо подумала об однокласснице… впрочем,
это, наверное, было под гипнозом.
РУТКЕВИЧ (виновато, но с достоинством):
- Я тоже так думаю.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (удовлетворённо):
- Итак, у нас нашлись неоспоримые доказательства тому, что Крыс действительно
обладает гипнозом и использует его для достижения своих целей. Верно?
ВСЕ (кроме следователя):
- Верно!
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Получается, что вера в существование Алисы нужна была Крысу для какого-то его
преступного замысла, и он внушил её каждому из вас. Это даёт мне законные
основания прекратить розыск Алисы Селезнёвой, никогда не существовавшей в
реальности, и сосредоточиться на остальных четверых…
ЮЛЯ:
- Ничего подобного! Крыс, конечно, сильный гипнотизёр, но среди его способностей
нет такой, чтобы создавать ложные воспоминания. И я могу это доказать.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (с издёвкой в голосе):
- Как?
ЮЛЯ:
- Очень просто. Нелли Оганезовна никогда не встречалась с Крысом, однако она
подтвердит рассказ Милы!
АЛЛА СЕРГЕЕВНА (звонит Нелли Оганезовне):
- Нелли, добрый день! Тут с тобой следователь хочет поговорить по делу пропавшей
Селезнёвой, которую, кстати, не нашли до сих пор (передаёт следователю
смартфон).
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Нелли Оганезовна? Капитан Степанов у телефона, МУР. Скажите, пожалуйста, вы
лично видели шестиклассницу Алису Селезнёву? (слушает) Понятно… И она в самом
деле доказала на уроке теорему Ферма? (слушает) Ну, я догадываюсь, что не
полностью. Скажите, пожалуйста, а в школьных математических кружках рассказывают
об этом доказательстве? (слушает) Вот и я говорю: девочка способная, но ничего
сверхъестественного! Спасибо вам большое! До свидания. С вашего разрешения я
сохраню запись беседы для протокола. (слушает) Спасибо! (возвращает смартфон
хозяйке).
ЮЛЯ:
- И другие учителя подтвердят, и Гарри Кимович вот…
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Тогда я вынужден допустить одно из двух. Либо Селезнёва всё-таки существует,
но при этом мистическим образом не оставила в нашем бренном мире абсолютно
никаких следов, кроме смутных и противоречивых воспоминаний – шизофрения
какая-то, короче. Либо – что тоже невероятно, но всё же менее невероятно – Крыс
способен гипнотизировать на расстоянии.
РУТКЕВИЧ:
- Ещё вероятней, что Нелли Оганезовна встречалась с Крысом, но тоже была
загипнотизирована, как все мы, и ей было под гипнозом приказано забыть о
встрече. Эта версия всё объясняет и всё ставит на свои места! (С довольным видом
поправляет косу.)
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Нет, нет, к сожалению, это совершенно исключено. Благодаря камерам
видеонаблюдения и системе искусственного интеллекта «Анискин» мы теперь точно
знаем, где и когда бывали ученики и учителя шестого «Б», а где бандиты. Так вот,
Нелли Оганезовна и Крыс действительно никогда не встречались.
ЮЛЯ:
- Алиса говорила, что Крыс способен воздействовать даже на фотоаппараты и
видеокамеры!
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Это ерунда. Ничего подобного. Это, во-первых, полная чушь с точки зрения
физики. Во-вторых, в нашем распоряжении есть видеозапись встречи этого
проходимца с режиссёром Ниткиным, на которой Крыс перевоплощается, просто стирая
с лица ранее нанесённый грим. Нам теперь по минутам известны все перемещения
Крыса в каждом из его обликов. И вот поэтому, принимая во внимание показания
Нелли Оганезовны, я вынужден признать, что гипноз на расстоянии возможен и Крыс
это умеет. Не знаю, что об этом сказали бы физики и медики, но остальные версии
ещё менее правдоподобны. Намного менее!
АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- Так, значит, известно, где прерывается след этих негодяев?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- На Петровке. У меня, можно сказать, под носом. Я там работаю.
АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- И Алисин там же?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Нет. Алиса в последний раз была замечена в компании Юли во дворе дома, где
живёт Наумов.
ЮЛЯ:
- Всё правильно. Но почему вы тогда собираетесь прекратить её розыск? Ведь
камеры, по-вашему, не поддаются гипнозу?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Очень просто! Девочка, которая запечатлена на камерах и которую ты из-за внушения опознаёшь как Алису Селезнёву, может быть кем-то ещё! Кем именно – выясню.
ЮЛЯ:
- Но тогда почему бы Крысу не загипнотизировать на расстоянии капитана
Степанова?
СЛЕДОВАТЕЛЬ (не очень уверенно):
- Он меня не знает!
АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- Нелли он тоже не знает.
Пауза. Все думают.
РУТКЕВИЧ (с сожалением в голосе):
- Так что, версию о гипнозе на расстоянии отбрасываем?
ФИМА:
- И остаётся только одна версия: Селезнёва существует.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (нервно):
- Тогда где она?
ФИМА:
- У себя в будущем, где же ещё?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Фима, не стыдно троллить следователя?
ЮЛЯ:
- Это вам должно быть стыдно, Егор Степанович! Если б Алиса была здесь, её
давным-давно следовало бы найти!
СЛЕДОВАТЕЛЬ (несдержанно):
- Помолчи!
ЮЛЯ:
- Хорошо, буду молчать. И кто вам тогда расскажет, как нас с Алисой нашли
пираты?
СЛЕДОВАТЕЛЬ (сокрушённо):
- Рассказывай. Записываю. Эх, горе моё горькое!
Комната Юли. Юля (с только что вымытой головой, замотанной в полотенце), Алиса. Девочки переодеваются, загороженные от зрителя по плечи дверцей шкафа. За окном маячит знакомый нам ворон. Гнущиеся под порывами ветра голые деревья в зелёном тумане (набухают почки). В небе собирается грозовая туча. В течение почти всей сцены фоном негромко играет мелодия песни «Эхо» Евгения Птичкина.
ЮЛЯ (с раздражением):
- Не знаю насчёт амнезии, но нарциссизм – стопроцентно. Кто просил рисоваться?
Своими шоу-офф завалишь на фиг всю операцию!
Алиса отвернулась, не отвечает.
ЮЛЯ (с упрёком):
- Ты носишь мои вещи…
АЛИСА (язвительно):
- С колючими швами в самых неподходящих местах!
ЮЛЯ (игнорируя замечание Алисы):
- …Подставила меня под пиратские бластеры, ты…
АЛИСА (язвительно):
- Занимаю твой туалет!
ЮЛЯ (рассерженно):
- И ванну!
АЛИСА (серьёзно):
- Нет у них здесь бластера. Парализующие заряды, и всё.
ЮЛЯ (всё ещё на повышенных тонах):
- Что им мешает стырить пистолет?
Девочки проходят в прихожую, надевают дождевики – Алиса в голубом дождевике становится похожей на Шейлу из мультфильма «Драконы подземелий», – выходят в коридор, спускаются по лестнице.
АЛИСА (слегка раздражённо):
- Проверь, просто ли это. Стырь.
ЮЛЬКА:
- Ну конечно! Куда мне! Я же обыкновенная! Не супердевочка, как некоторые!
АЛИСА:
- Я тоже обыкновенная. Каждый может научиться.
ЮЛЬКА (саркастически):
- Такая вся из себя обыкновенная! Сейчас распла́чусь от умиления.
АЛИСА:
- Просто чтоб ты знала: до Аркаши Сапожкова, до его успехов в школе и в науке
мне как звезде Барнарда до Денеба. Сёстры Белые дадут мне сто очков форы в
волейболе и водном поло, а в четырёхмерные шахматы я обычно проигрываю даже
Гераскину, к его несказанному удовольствию!
ЮЛЯ (в крайнем возмущении):
- Очень мило! Вот перед ними и доказывай теоремы! Ты сюда рисоваться прилетела
или всё-таки за миелофоном? Всё делаешь, чтоб вообще его не найти!
АЛИСА:
- Миелофон-то мы с тобой обязательно отыщем, только вот…
ЮЛЯ (настороженно):
- Что?
АЛИСА:
- Ты обратила внимание на портреты? (Девочки идут по Пречистенскому переулку по
направлению к «Кропоткинской». Дождь, гроза).
ЮЛЯ:
- Какие ещё портреты? О чём ты?
АЛИСА:
- Другого ответа я не ожидала. Ты из прошлого. Значит, и не должна заметить.
ЮЛЯ:
- Что за чушь ты несёшь!
АЛИСА:
- Скажи, кто́ на портрете в классе математики – том, который меж двумя другими?
ЮЛЯ:
- Уайлс, конечно же. Он доказал теорему Пифагора. У нас даже в контрольной был
как-то раз вопрос про эти портреты.
АЛИСА:
- Теорему Ферма, а не Пифагора.
ЮЛЬКА:
- Сорри, оговорка.
АЛИСА:
- Но суть не в этом. Ты самого главного не помнишь. В начале урока там был
портрет самого́ Ферма. И на физкультуре тоже: сначала вратарь Третьяк, а потом
какое-то другое лицо, незнакомое.
ЮЛЯ:
- Не Третьяк, а Валерий Харламов. Хоккеист ЦСКА, прославленный форвард, номер
семнадцать. Он погиб. Жертва аварии, прям как ты. Ой, прости, само вырвалось.
АЛИСА (мимоходом):
- А ещё я рожусь семнадцатого числа. В ноябре.
ЮЛЯ (сдерживая возмущение):
- И я должна поверить, будто портреты были другими? И та контрольная – она мне
что, только кажется?
АЛИСА:
- Нет, не кажется. Но ты не та Юлька, которая была в начале урока.
ЮЛЯ:
- What the… Что за бред! (Пауза) Это недолеченная амнезия на самом деле! Это ты́
не помнишь. Это тебе́ кажется.
АЛИСА:
- Вот как раз эта амнезия… В травматологии я немного разбираюсь…
ЮЛЯ (с кислым выражением лица):
-Ну да, супердевочка же!
АЛИСА (слегка обиженно):
- Нас в школе
учат. Сотрясение было, да. Но удар пришёлся так, что амнезии быть не могло.
ЮЛЯ (себе под нос):
- Ещё и симулянтка…
АЛИСА:
- Однако то, что я помнила о вас из истории, не всегда сходилось с тем, что вижу
вокруг. Например, тот же «Пионер-10»…
ЮЛЯ (назидательно):
- Ты только школьница! Школьницы, бывает, всё-таки ошибаются, даже у вас там!
АЛИСА (пропустив сказанное мимо ушей):
- А вот ещё: в Космозо на мне был рабочий комбинезон. Но помнишь, что вернули из
больницы?
ЮЛЯ:
- Сногсшибательные шортики и улётную полосатую тенниску. Оставь мне её на
память, а?
АЛИСА:
- Да, и это настоящие вещи из моего гардероба. Без надоедливых швов. Только я их в тот день не
надевала.
ЮЛЯ (недоверчиво):
- Правда?
АЛИСА:
- Поэтому планы изменились. К задаче «найти миелофон» добавилась ещё одна: найти
свою линию времени. Иначе куда возвращаться-то?
ЮЛЯ (скептично):
- Страньше и страньше.
В этот момент они проходят мимо цепочки небольших светодиодных билбордов, установленных вдоль тротуара. На них транслируется мультфильм «Остров сокровищ».
АЛИСА:
- Портреты изменились в ответ на мои действия. Никто из вас не мог этого
заметить, но я-то не из прошлого, поэтому вижу, что происходит. Изменились –
значит, моё хронохулиганство срабатывает. (Тоном, которым обычно говорят «Опять
двадцать пять!») Только не знаю, в нужном ли направлении!
ЮЛЯ (озадаченно):
- Погоди! То есть в начале урока ты видела какую-то другую Юлю Грибкову в другом
классе, с портретом Ферма. Но я-то была в начале того же самого урока с тобой, и
это было в классе с портретом Уайлса. И что же? Выходит, это была не ты? Другая
ты?
АЛИСА (безрадостно):
- Очевидно. Эх, вот бы знать, чьи портреты висели там именно в моём прошлом!
ЮЛЯ:
- Ни фига себе «очевидно»! И где она теперь? Тебе её не жалко?
АЛИСА:
- Она, как и другая ты, была только возможностью, шансом. Но если все ветки
истории вновь сольются в одну, то с ними обеими всё будет в порядке. Они станут
нами, а мы ими – изменятся только воспоминания.
ЮЛЯ:
- А если не сольются?
АЛИСА:
- Должны слиться.
ЮЛЯ:
- Но всё-таки?
АЛИСА:
- Тогда и мы тоже.
ЮЛЯ:
- Мы тоже… только шанс?
АЛИСА (небрежно):
- Да, только шанс. Но закавыка вовсе не в этом! (Тревожно) Какой окажется та
история, в которую сольются все ветки – вот в чём вопрос.
(В этот момент на ближайшем билборде отображается – без звука – как раз тот кадр «Острова сокровищ», на котором Сильвер произносит фразу «Те из вас, кто останется в живых, будут завидовать мёртвым»; камера на несколько мгновений фокусируется на билборде).
ЮЛЯ (опять злится):
- Стоп! А нас ты не спросила? Хотим ли мы оказаться в том потоке времени?
Думаешь, нам всё равно, раз ничего не замечаем? Признавайся, что стало с той
мной, которая была в начале урока? Что она почувствовала?
АЛИСА (грустно):
- Не знаю (слезинка у глаза). Но у меня нет выхода. Если поток времени не
вернётся в правильное русло, то…
ЮЛЯ (одновременно недоверчиво и встревоженно):
- Что «то»?
Алиса не отвечает, смотрит в землю.
ЮЛЯ (на повышенных тонах):
- Это всё из-за Коли? Из-за пиратов? Или… (с упрёком в голосе) или из-за тебя
самой?
АЛИСА (грустно, но строго):
- У нас не принято искать виноватых. Принято решать проблемы. А чтобы её решить…
между причиной, пускающей время под откос, и первыми ощутимыми последствиями
проходит минимум лет десять, а то и полвека. Ты понимаешь?
ЮЛЯ:
- Нет.
АЛИСА:
- Причина где-то далеко позади.
ЮЛЯ:
- Но как такое могло случиться?
АЛИСА:
- Не знаю. Могу только предположить.
ЮЛЯ:
- Что?
АЛИСА:
- Например, что наш Коля – не первый Коля, побывавший в будущем, и я не первая
Алиса, погнавшаяся за ним сломя голову в прошлое, и пираты тоже не первые.
Хронофизика допускает такое при исключительных обстоятельствах. (Фоновая мелодия
становится громче) Время сломалось, быть может, полвека назад, и наша с тобой
встреча – далёкое эхо тех событий. Если, например, пираты в тот раз повстречали…
(замолчала: не знает, можно это говорить или нельзя).
ЮЛЯ:
- Какая-то безумная сказка. Бред. Не верю.
АЛИСА:
- Не знаю, поверила бы я на твоём месте…
ЮЛЯ:
- Никаких доказательств нет! (Фоновая мелодия обрывается)
АЛИСА:
- Кое-какие есть. Раньше никогда не задумывалась, из-за чего мне, единственной
школьнице в Галактике, разрешили пилотирование машины времени. Теперь
задумалась.
ЮЛЯ (с надеждой):
- А вдруг на самом деле была именно амнезия? Тогда всё остальное – ложные
воспоминания! И твои якобы медицинские познания, и меняющиеся портреты.
АЛИСА:
- И великая теорема Ферма? (звучат аккорды «Расстрела горного эхо»).
Секунд пять-шесть молчания.
ЮЛЯ:
- Может, ты что-то помнишь, а что-то забыла? Может?
АЛИСА (со вздохом):
- Ты права. Есть и такая вероятность (губа закушена, на глазах слёзы; громкость
мелодии нарастает). Крошечная, но есть.
В этот момент девочки подходят к метро, и здесь под козырьком вестибюля «Кропоткинской» их встречают пираты: Весельчак У и Крыс в образе Воланда в красном шарфе.
ВЕСЕЛЬЧАК У:
- Стоп, цыплёнки! Ход закрыт, и никаких гвоздей! (мелодия достигает максимальной громкости).
Титры под мелодию «Эха» Птичкина.