Литературный сценарий
мультипликационного фильма
по мотивам повести Кира Булычёва
«Сто лет тому вперёд»
Автор сценария – Н. Светлов
© Н. Светлов, 2019-2020
© Проект romantiki.ru, 2019-2020
Титры на фоне панорамы современной Москвы с высоты птичьего полёта с акцентом на стадионы. Музыкальная тема на мотив «Песенки прыгуна в высоту» Высоцкого (дуэт или трио гитар). Камера, снижаясь, влетает в окно московской школы на Поварской, и мы видим школьный класс с персонажами из сцены 7.5: гроссмейстер прощается с детьми и уходит.
Школьный класс. Продолжение сцены 7.5. Те же персонажи, кроме гроссмейстера.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (сам себе, задумчиво):
- Личность Крыса подтвердил Ниткин, а личность Алисы – Гарри Кимович. Это очень
серьёзно! (Обращается к Ларисе) Лариса, а на физкультуре что стряслось?
ЛАРИСА:
- Ничего не стряслось. Мы в волейбол играли с семиклассниками. Сначала девочки,
потом мальчишки.
МИЛА:
- Алиса в команде не числилась: она вышла на замену.
ЛАРИСА (с недовольным видом):
- Спасибо Кате Михайловой, уговорила.
Над головой Ларисы рождается облачко с начальным кадром сцены 8.2, которое быстро разрастается на весь экран.
Школьный спортзал, оборудованный для игры в волейбол. Вдоль стены скамейка запасных, на ней болельщики: Алиса, в сторонке от неё три Коли, Фима и Боря Мессерер. Алиса косится то на одного Колю, то на другого. На площадке девочки-шестиклассницы: Катя Михайлова на подаче, Юля Грибкова, Лариса Троепольская и ещё две их одноклассницы, ранее нам не встречавшиеся. На другой стороне площадки пятеро девочек постарше – команда семиклассниц. Все дети в спортивной форме, схожей с изображённой на классических иллюстрациях Мигунова. На судейской вышке преподаватель физкультуры Эдуард Петрович (выноска: Эдуард Петрович, преподаватель физкультуры. Мастер спорта по классической борьбе. Не женат). Над ним на стене портреты известных спортсменов: Лев Яшин, Владислав Третьяк, Ирина Роднина. Над портретами выноски с информацией о спортсменах для зрителя (фамилия, имя, заслуги).
АЛИСА (шёпотом):
- Прокля́тый Коля! Кто же из них он? Думает один перехитрить двоих взрослых
пиратов?
Катя Михайлова подаёт, противник отбивает подачу, мяч на стороне шестиклассниц. Лариса подбегает к мячу, чтобы принять его, но пропускает между рук. Потеря подачи.
Подаёт семиклассница. ЮЛЯ принимает мяч, пасует Кате, та подбегает к мячу, но натыкается на Ларису, которая зачем-то покинула своё место под сеткой. 1:0.
ЛАРИСА:
- Ой! (принимает максимально виноватый вид) Я нечаянно!
КАТЯ (в сердцах):
- Ну что за хрюшка!
ЛАРИСА (сладким голосом):
- Это ты кого имеешь в виду?
ЮЛЯ:
- Катя, хорош хамить! Это просто игра.
КАТЯ (раздражённо):
- Ладно, проехали (принимает подачу семиклассниц, пасует Юле).
ЛАРИСА (возмущённо):
- Куда это вы проехали?
ЮЛЯ (с трудом приняв подачу и перебросив мяч на сторону соперниц):
- Лариса, не отвлекайся и не мешай.
Мяч от соперниц летит к Ларисе, которая его не видит – у неё слёзы на глазах от обиды. Катя грубо отталкивает её и принимает мяч, Юлька в падении, еле дотянувшись, принимает пас, но неудачно. Катя хочет что-то высказать, но сдерживается.
ЮЛЯ (глядя на Ларису):
- Ну вот!
Зря она это сказала: Лариса, услышав, демонстративно покидает площадку.
ЛАРИСА (уже со скамейки):
- Знаете что? Играйте без меня! Больше вам мешать не намерена!
ЭДУАРД ПЕТРОВИЧ:
- В таком случае я должен засчитать команде техническое поражение. Игра
вчетвером не разрешается правилами.
ЛАРИСА (обиженно):
- Ну и засчитывайте!
КАТЯ (удручённо):
- Ну и засчитывайте!
ЮЛЯ:
- Эдуард Петрович, подождите! У нас замена!
ЭДУАРД ПЕТРОВИЧ:
- Какая ещё замена? Алиса освобождена от физкультуры, ей нельзя играть!
ЮЛЯ:
- Алиса, ты как считаешь? Нужно выручить команду!
АЛИСА:
- Я давно не играла… Но раз нужно, попробую.
ЮЛЯ и КАТЯ (хором):
- Эдуард Петрович!
АЛИСА:
- Эдуард Петрович, игра мне не повредит. Я всё равно по утрам делаю по сто
отжиманий (принимает упор лёжа на левую руку и быстро-бысто выполняет отжимания
одной рукой; принимает позицию «крокодил на одной руке», продолжая отжиматься).
ЭДУАРД ПЕТРОВИЧ (с изменившимся лицом):
- Ух ты! Ладно, верю. Играй. Счёт 2:0, подача семиклассниц.
Алиса занимает место на площадке справа под сеткой, где до неё стояла Лариса. Семиклассницы подают, Юлька вот-вот примет мяч.
АЛИСА:
- Пасуй мне!
Юля пасует. Алиса подпрыгивает примерно на высоту своего роста и гасит мяч на площадку соперниц – те даже ойкнуть не успевают.
ЭДУАРД ПЕТРОВИЧ (восхищённо):
- Я фигею!
Алиса становится на подачу, очень точно подаёт, семиклассницы с трудом принимают мяч, отбивают, мяч летит к центру площадки шестиклассниц. Алиса прыгает прямо из угла площадки, достаёт мяч в воздухе, забивает семиклассницам, приземляется на руки, делает сальто и в два прыжка возвращается на подачу. Счёт 2:1.
Дальше идут стоп-кадры ещё четырёх Алисиных прыжков, во время которых она отбивает мяч из самых разных положений. Счёт 2:5, шестиклассницы выигрывают.
Одноклассницы и одноклассники – все, кроме безучастной Ларисы – поздравляют Алису. Между тем на стене портреты Яшина, Третьяка и Родниной трансформируются в портреты Ивана Поддубного, Валерия Харламова и Людмилы Пахомовой. Новые портреты, как и прежде, сопровождаются выносками.
ГОЛОСА ДЕТЕЙ:
- Молодец!
- Мастер спорта!
- Олимпийский уровень!
ЭДУАРД ПЕТРОВИЧ (в смартфон):
- Марта Эрастовна, у нас тут будущая чемпионка в шестом «Б» объявилась. Вам
нужно обязательно познакомиться. Нет, не Михайлова. (Обращается к Алисе) –
Алиса, как твоя фамилия?
АЛИСА:
- Селезнёва.
САДОВСКИЙ (бормочет себе под нос):
- Не путать с Уткиной и особенно с Гусевой. Они прыгают не так ловко. Зато с
парашютом. Иногда их уносит ветром…
ФИМА:
- Алиса, номер сотового дашь?
АЛИСА:
- Я забыла.
ФИМА:
- Сотовый?
АЛИСА (отмахивается):
- Нет, номер. Говорю же: амнезия. (Обращается к Наумову; зритель всё ещё не
знает, что это Наумов) Коля, вот ты мне должен помочь. Почти уверена, что где-то
тебя уже видела. Может, ты́ в курсе, где я училась раньше? В математической
школе? Шахматной? Спортивной? Скажи – и я, быть может, вспомню.
НАУМОВ (безразлично):
- Не знаю. Где ты могла меня увидеть?
АЛИСА:
- Например, на школьной биостанции.
НАУМОВ (категорично):
- Исключено. Не увлекаюсь биологией. Наверное, это была Лариса. У неё дома хомяк
живёт.
Школьный класс. Продолжение сцены 8.1.
Последний кадр предшествующей сцены сворачивается в выноску над головой Ларисы. Лариса встряхивает головой, и выноска рассыпается. Дверь отворяется, в класс входит Фима Королёв.
ЛАРИСА (смущённо):
- Волейболистка я так себе. Но то был просто чёрный день для меня. Даже стыдно.
Алиса тоже хороша: хоть бы доброе слово сказала в утешение… Даже не вспомнила
обо мне в зените славы!
ФИМА (перебивает Ларису):
- Всем здрасте! Простите за опоздание!
Все, кроме Ларисы, приветствуют Фиму жестами.
ЛАРИСА:
- Знаете как обидно было! Здравствуй, Фима. Впрочем, я не обижаюсь. Она
новенькая, к тому же после травмы. Может, просто не запомнила одноклассников.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Лариса, спасибо! Марта Эрастовна, как считаете, Лариса не преувеличивает?
Может девочка одиннадцати лет иметь такую физподготовку?
МАРТА ЭРАСТОВНА:
- Может. Только для этого нужно много тренироваться под руководством опытного
наставника, придерживаться особого режима дня, рациона питания… Но Алиса, к
сожалению, ничего не помнит. И что особенно обескураживает, ни из одной
спортшколы страны не исчезала талантливая юная спортсменка! У меня было полгода,
чтобы все их обзвонить. Её, безусловно, тренировали за рубежом.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Да, эту версию мы тоже прорабатываем. Но тогда выходит, что её ввезли в страну
нелегально. Через пункты пограничного контроля она никогда не проходила.
ФИМА:
- Вы просто не хотите понять!
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Фима, это я уже слышал. Не мешай дознанию. Лучше ответь вот на какой вопрос.
Кстати, спасибо, что всё-таки пришёл. Ты же наверняка знаешь, как Весельчак с
Крысом выследили Алису? Нам важна каждая деталь, каждая зацепочка!
ФИМА:
- А что толку? Вы всё равно меня считаете фантазёром!
ЛАРИСА:
- Ты и есть фантазёр. Даже сам не замечаешь.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Если верить всем твоим показаниям, то выходит… мистика какая-то. Люди
волшебным образом появляются ниоткуда, исчезают в никуда. Опыт моей профессии –
многовековой опыт! – доказывает, что так не бывает! Сколь верёвочка ни вейся…
ФИМА (обиженный недоверием):
- Всё равно укоротят.
ЮЛЯ:
- Не устаю удивляться! Взрослые скорее согласятся объяснить что-нибудь необычное
мистикой, если нужны физика и технологии. Фима действительно фантазёр, но…
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Юля, для следствия нет различий в доказательной силе версии об ангеле с небес
или о пришельце со звёзд. Если убрать эти версии, то, значит, бандиты где-то
здесь. Полгода назад они, быть может, неизвестно куда упрятали Алису. Завтра,
быть может, они придут за тобой. Как считаешь, возможно такое положение дел или
нет?
Юля молчит.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- А если возможно – с нашей стороны такой возможностью преступно пренебрегать!
Людям. Грозит. Опасность! Фантазии Фимы могут принести страшный вред. Боюсь,
именно он завёл меня в тупик. Говорит больше, чем знает, и знает больше, чем
говорит.
Фима на заднем плане крутит пальцем у виска по адресу следователя. Следователь не видит. Лариса с Милой улыбаются.
ЮЛЯ:
- Но многое из того, что он говорит, подтверждают другие свидетели!
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- И после этого тебя удивляет, что я упомянул о мистике? Я не верю, что
происходила какая-то небывальщина. На грани мистики для меня только позиция,
занятая свидетелями! Я работаю в МУРе полжизни, но ни разу с таким не
встречался.
Дети пожимают плечами. Следователь подходит к окну, кидает задумчивый взгляд на дуб, с сомнением качает головой.
ЮЛЯ (утвердительно):
- Вы нам не верите. Ни детям, ни взрослым.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- А может быть… Может, вы все загипнотизированы этим так называемым Крысом?
Гипноз, в отличие от машин времени, существует взаправду. В практике МУРа немало
дел, связанных с его применением в преступных целях.
АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- А что? Вполне естественная версия!
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
-Да. Я всё это время пытался решить загадку в рамках обычной криминалистики. Но
с сегодняшнего дня версия насчёт гипноза волей-неволей становится основной.
Только она хоть что-то проясняет. Тогда выходит, что Наумов не поддался гипнозу
– быть может, потому, что никогда не встречался с Крысом…
ЮЛЯ:
- Ещё как встречался!
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Значит, Крыс и это тебе внушил. Да, и Фиме тоже. Это его, безусловно,
оправдывает, но тогда…
ФИМА (обиженно):
- Но тогда расследуйте без меня. Пускай вон Руткевич рассказывает! Это она
объяснила пиратам, как найти Алису, и провела их в школу. К тому же такие умные,
как наша Мила, вряд ли поддаются гипнозу.
РУТКЕВИЧ:
- Фима, лучше ты. Я стесняюсь. Если что не так – поправлю.
ФИМА:
- Зато ты умеешь убеждать.
РУТКЕВИЧ (поправляет косу):
- Это правда. (Над Руткевич появляется, медленно разворачиваясь на полный экран,
выноска с первым кадром сцены 8.4). Поэтому сразу предупреждаю: всё, что я
расскажу, как раз доказывает, что гипнозу я поддаюсь. Крыс меня точно
загипнотизировал. Вот почему я не распознала в нём преступника.
Камера направлена на сквер Бунина с противоположной ему стороны Поварской улицы. Тёплый апрельский день. Мила Руткевич с рюкзаком за плечами шагает по направлению к школе. Навстречу ей – Весельчак У и Крыс в образе Алика Борисовича в красном шарфе.
ВЕСЕЛЬЧАК У:
- Добрый день, уважаемая школьница!
МИЛА (глядя мимо Весельчака):
- Извините, уважаемый, я не общаюсь с рекламными агентами!
ВЕСЕЛЬЧАК У:
- По данным соцсетей, вас зовут Милой и вы учитесь в шестом классе «Б»…
МИЛА (с раздражением):
- Я вызову полицию! (достаёт смартфон).
ВЕСЕЛЬЧАК У (доброжелательно):
- Вы имеете на это полное право, но дело в том, что в соцсетях нет никакой
информации об Алисе, которую нам с Александром Борисовичем (кивает на Крыса)
необходимо разыскать.
МИЛА (широко раскрыв глаза):
- Об Алисе?
КРЫС:
- Именно об Алисе. Она моя пациентка. Попала ко мне (переходит на шёпот) после
неудачной попытки террористического акта.
МИЛА:
- Не может быть! Это неправда!
ВЕСЕЛЬЧАК У:
- Мила, скажите, пожалуйста, вы хорошо относитесь к Алисе? Доверяете ей? Ну, как
своей сестре?
МИЛА (покраснев):
- Мм… Пожалуй, нет.
КРЫС:
- Почему же?
МИЛА (импульсивно):
- Она выскочка! Но в остальном…
КРЫС:
- А в остальном она участница террористического сообщества. Вы разве не замечали
ничего странного в её поведении?
ВЕСЕЛЬЧАК У:
- Допустим, признаков того, что она прошла спецподготовку в лагере боевиков?
МИЛА:
- Там разве изучают теорему Ферма?
КРЫС:
- Обычно нет, но в рамках спецпрограмм по внедрению в российские школы – может
быть. Полагаю, что при этом используются запрещённые опасные препараты для
ускоренного усвоения сложного материала.
МИЛА:
- Невероятно… хотя очевидно. У неё неестественное сочетание способностей – такое
только в сказках бывает. Я вот, например, хорошо учусь, но не могу похвалиться
спортивными успехами (поправляет косу).
ПИРАТЫ (хором):
- Вот-вот!
МИЛА:
- Хорошо. Чем могу помочь?
КРЫС:
- Нам надо попасть к вам в класс!
МИЛА:
- Надо подать заявку на пропуск…
ВЕСЕЛЬЧАК У (возмущённо):
- Александр Борисович, как вы это находите?!
КРЫС:
- Милая Мила, всё дело в том, что Алису-то приняли в класс, не проверив всех
обстоятельств её появления! Вы, конечно, догадываетесь, что это значит?
МИЛА (растерянно):
- Нет…
КРЫС:
- Это значит, что в школе у неё есть сообщники! Чтобы вывести их на чистую воду,
мы должны сначала задержать преступницу, проникнув в здание скрытно, а потом
уже, допросив её как следует (хищно улыбается), выйти на соучастников
преступления!
МИЛА:
- Ах, вот оно что! В школе есть эвакуационный выход возле спортзала. Он
вообще-то должен быть на сигнализации, но на самом деле старшеклассники через
него иногда выходят… мм… подышать свежим воздухом, и ничего им за это не бывает.
Открывается он только изнутри. Я вам его открою на перемене после первого урока.
ВЕСЕЛЬЧАК У:
- А камер наблюдения там нет?
КРЫС (отвечает вместо Милы):
- Может, и есть. Мы должны действовать быстро!
Финальный кадр сцены съёживается в выноску над головой Милы, открывая завершающий кадр сцены 8.3.
Снова школьный класс. Те же персонажи, что и в сцене 8.3, за исключением Марты Эрастовны.
РУТКЕВИЧ:
- Вот как оказалось, что я привела бандитов в класс. Если б не моя оплошность –
они ни за что б не нашли Алису! Пять миллионов в Москве человек. Кто её тут
найдёт?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Двенадцать! Двенадцать миллионов.
РУТКЕВИЧ:
- Конечно, двенадцать. Это в пятьдесят первом году было пять.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- А что было в пятьдесят первом году?
РУТКЕВИЧ:
- В пятьдесят первом году прошлого века потерялась Алиса.
ЮЛЯ:
- Тихо шифером шурша…
РУТКЕВИЧ:
- Всё норм. Просто погугли эту строчку! Про пять миллионов.
ЮЛЯ (смартфону):
- Привет, Алиса. Что известно о фразе «Пять миллионов в Москве человек – кто её
тут найдёт?»
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Вы о чём, девочки?
ЮЛЯ (показывает следователю экран смартфона с портретом Ильи Сельвинского и
подписью под ним: поэт Илья Львович Сельвинский, 1899–1968):
- О поэзии!
СЛЕДОВАТЕЛЬ (строго):
- Это к делу не относится!
ЮЛЯ (пожимает плечами):
- Наверное… Но Руткевич заблуждается. Пираты нашли Алису раньше. Правда, мы
тогда от них удрали. А права Мила в том, что без её помощи пираты не попали бы в
школу и не перепугали Аллу Сергеевну.
РУТКЕВИЧ:
- Алла Сергеевна, я не хотела!
АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- Ты не виновата. Жаль только, что плохо подумала об однокласснице… впрочем, это
было под гипнозом.
РУТКЕВИЧ (виновато, но с достоинством):
- Я тоже так думаю.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (удовлетворённо):
- Итак, у нас нашлись неоспоримые доказательства тому, что Крыс действительно
обладает гипнозом и использует его для достижения своих целей. Верно?
ВСЕ (кроме следователя):
- Верно!
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Значит, вера в существование Алисы нужна была Крысу!
РУТКЕВИЧ:
- Для какого-то его преступного замысла. И он внушил её каждому из нас.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Это даёт мне законные основания прекратить розыск Алисы Селезнёвой, никогда не
существовавшей в реальности, и сосредоточиться на остальных четверых…
ЮЛЯ:
- Ничего подобного! Крыс, конечно, сильный гипнотизёр, но среди его способностей
нет такой, чтобы создавать ложные воспоминания. И я могу это доказать.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (с издёвкой в голосе):
- Как?
ЮЛЯ:
- Очень просто. Нелли Оганезовна никогда не встречалась с Крысом, однако она
подтвердит рассказ Милы!
АЛЛА СЕРГЕЕВНА (звонит Нелли Оганезовне):
- Нелли, добрый день! Тут с тобой следователь хочет поговорить по делу пропавшей
Селезнёвой, которую, кстати, не нашли до сих пор (передаёт следователю
смартфон).
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Нелли Оганезовна? Капитан Степанов у телефона, Московский уголовный розыск.
Скажите, пожалуйста, вы лично видели шестиклассницу Алису Селезнёву? (слушает)
Понятно… И она в самом деле доказала на уроке теорему Ферма? (слушает) Ну, я
догадываюсь, что не полностью. Скажите, пожалуйста, а в школьных математических
кружках рассказывают об этом доказательстве? (слушает) Вот и я говорю: девочка
способная, но ничего сверхъестественного! Спасибо вам большое! До свидания. С
вашего разрешения я сохраню запись беседы для протокола. (Слушает) Спасибо!
(Возвращает смартфон хозяйке).
ЮЛЯ:
- И другие учителя подтвердят, и Гарри Кимович вот…
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Тогда я вынужден допустить одно из двух. Либо Селезнёва всё-таки существует,
но при этом мистическим образом не оставила абсолютно никаких следов, кроме
смутных и противоречивых воспоминаний – шизофрения какая-то, короче. Либо – что
тоже невероятно, но всё же менее невероятно – Крыс способен гипнотизировать на
расстоянии.
РУТКЕВИЧ:
- Ещё вероятней, что Нелли Оганезовна встречалась с Крысом, но тоже была
загипнотизирована, как все мы, и ей было под гипнозом приказано забыть о
встрече. Эта версия всё объясняет и всё ставит на свои места! (С довольным видом
поправляет косу.)
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Нет, нет, к сожалению, это совершенно исключено. Благодаря камерам
видеонаблюдения и системе искусственного интеллекта «Анискин» мы теперь точно
знаем, где и когда бывали ученики и учителя шестого «Б», а где Крыс. Так вот,
Нелли Оганезовна и Крыс действительно никогда не встречались.
ЮЛЯ:
- Алиса говорила, что Крыс способен воздействовать даже на фотоаппараты и
видеокамеры!
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Это ерунда. Ничего подобного. Это, во-первых, полная чушь с точки зрения
физики. Во-вторых, в нашем распоряжении есть видеозапись встречи этого
проходимца с режиссёром Ниткиным, на которой Крыс перевоплощается, просто стирая
с лица ранее нанесённый грим. Стало быть, Крыс, собираясь сниматься в кино,
готовился к съёмкам так же, как это делает любой артист – с помощью грима.
МИЛА: Если б он мог гипнотизировать камеры, грим был бы не нужен.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Умница! Итак, теперь следствию по минутам известны все перемещения Крыса в
каждом из его обликов. И вот поэтому, принимая во внимание показания Нелли
Оганезовны, я вынужден признать, что гипноз на расстоянии возможен и Крыс это
умеет. Не знаю, что об этом сказали бы физики и медики, но остальные версии –
полный абсурд даже в сравнении с этими.
АЛЛА СЕРГЕЕВНА (задумчиво):
- Известны все перемещения Крыса… Значит, место, где прерывается след негодяев,
тоже известно?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- На Петровке. У меня, можно сказать, под носом. Я там работаю.
АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- И Алисин там же?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Нет. Алиса в последний раз была замечена в компании Юли во дворе дома, где
живёт Наумов.
ЮЛЯ:
- Правильно. Но почему вы тогда собираетесь прекратить её розыск? Ведь камеры,
по-вашему, не поддаются гипнозу?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Очень просто! Девочка, которая запечатлена на камерах и которую ты из-за
внушения опознаёшь как Алису Селезнёву, может быть кем-то ещё! Кем именно –
выясню.
ЮЛЯ:
- Но тогда почему бы Крысу не загипнотизировать на расстоянии капитана
Степанова?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Он меня не знает!
АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- Нелли он тоже не знает.
Пауза. Все думают.
РУТКЕВИЧ (с сожалением в голосе):
- Так что, версию о гипнозе на расстоянии отбрасываем?
ФИМА:
- И остаётся только признать: Селезнёва существует.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (нервно):
- Тогда где она?
ФИМА:
- У себя в будущем, где же ещё?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Фима, не стыдно троллить следователя?
ЮЛЯ:
- Это вам должно быть стыдно, Егор Степанович! Если б Алиса была здесь, её
давным-давно следовало бы найти!
СЛЕДОВАТЕЛЬ (несдержанно):
- Помолчи!
ЮЛЯ:
- Хорошо, буду молчать. И кто вам тогда расскажет, как нас с Алисой нашли
пираты?
СЛЕДОВАТЕЛЬ (сокрушённо):
- Рассказывай. Записываю. Эх, горе моё горькое!
Комната Юли. Юля (с только что вымытой головой, замотанной в полотенце), Алиса. Девочки переодеваются, загороженные от зрителя по плечи дверцей шкафа. За окном маячит знакомый нам ворон. Гнущиеся под порывами ветра голые деревья в зелёном тумане (набухают почки). В небе собирается грозовая туча. В течение почти всей сцены фоном негромко звучит мелодия песни «Эхо любви» Евгения Птичкина.
ЮЛЯ (с раздражением):
- Не знаю насчёт амнезии, но нарциссизм – стопроцентно. Кто просил рисоваться?
Своими шоу-офф завалишь на фиг всю операцию!
Алиса отвернулась, не отвечает.
ЮЛЯ:
- Тебе самой перед Милой не стыдно? Она тебе ничего плохого не сделала, а ты…
АЛИСА (пожимает плечами):
- Платон мне друг, но истина дороже.
ЮЛЯ (возмущённо):
- Мне показалось, или я это от Аристотеля слышу?
Алиса не отвечает.
ЮЛЯ (с упрёком):
Ты носишь мои вещи…
АЛИСА:
- С колючими швами в самых неподходящих местах!
ЮЛЯ (игнорируя замечание Алисы):
- …Подставила меня под пиратские бластеры, ты…
АЛИСА (язвительно):
- Занимаю твой туалет!
ЮЛЯ (рассерженно):
- И ванну!
АЛИСА (серьёзно):
- Нет у них здесь бластера. Парализующие заряды, и всё.
ЮЛЯ (на повышенных тонах):
- Что им мешает стырить пистолет?
Девочки проходят в прихожую, надевают дождевики – Алиса в голубом дождевике становится похожей на Шейлу из мультфильма «Драконы подземелий», – выходят на лестничную площадку, спускаются по лестнице.
АЛИСА (слегка раздражённо):
- Проверь, легко ли это. Стырь.
ЮЛЬКА:
- Ну конечно! Куда мне! Это ты у нас супердевочка!
АЛИСА (спокойно):
- Я обыкновенная. Каждый может научиться.
ЮЛЬКА (зло):
- Такая вся из себя обыкновенная! Сейчас распла́чусь от умиления.
Девочки идут по Пречистенскому переулку по направлению к «Кропоткинской». Дождь, гроза.
АЛИСА:
- В эрудиции мне до Аркаши Сапожкова как звезде Барнарда до Денеба. Сёстры Белые
лучше играют в волейбол. В четырёхмерные шахматы проигрываю даже Гераскину, к
его несказанному удовольствию!
ЮЛЯ (в крайнем возмущении):
- Очень мило! Вот перед ними и доказывай теоремы! Ты сюда рисоваться прилетела
или всё-таки за миелофоном?!
АЛИСА (хмуро):
- Если б дело было только лишь в миелофоне!
ЮЛЯ (настороженно):
- Что?!
АЛИСА:
- Ты обратила внимание на портреты?
ЮЛЯ:
- Какие портреты? О чём ты?
АЛИСА:
- Всё сходится. Ты из прошлого. Не должна заметить.
ЮЛЯ:
- Что за чушь ты несёшь!
АЛИСА:
- Скажи, кто́ на портрете в классе математики – том, который меж двумя другими?
ЮЛЯ:
- Уайлс, конечно же. Он доказал теорему Пифагора. В контрольной был как-то раз
вопрос про него.
АЛИСА:
- Теорему Ферма. Не Пифагора.
ЮЛЬКА:
- Сорри, оговорка.
АЛИСА:
- Так вот, в начале урока на том портрете был Ферма. И на физкультуре тоже:
вначале вратарь Третьяк, а потом другой хоккеист, незнакомый.
ЮЛЯ:
- Не Третьяк, а Валерий Харламов. Хоккеист ЦСКА, прославленный форвард, номер
семнадцать. Он погиб. Жертва аварии, прям как ты. Ой, прости, само вырвалось.
АЛИСА:
- А вот ещё: в Космозо на мне был рабочий комбинезон. Но помнишь, что вернули из
больницы?
ЮЛЯ:
- Сногсшибательные шортики и улётную полосатую тенниску. Оставь мне её на
память, а?
В этот момент они проходят мимо цепочки светодиодных билбордов, установленных вдоль тротуара. На них транслируется мультфильм «Остров сокровищ».
АЛИСА:
- Да, это настоящие вещи из моего гардероба. Без надоедливых швов. Только я их в
тот день не надевала.
ЮЛЯ (недоверчиво):
- Правда?
АЛИСА (со вздохом):
- Вот и приходится нарушать заповеди хронавта. (С немного грустной улыбкой)
Чтобы уравновесить.
ЮЛЯ:
- Ты шутишь?
АЛИСА:
- Почти не шучу.
ЮЛЯ:
- Это из-за Коли? Из-за пиратов? Или… (с упрёком в голосе) или из-за тебя самой?
АЛИСА (грустно, но строго):
- У нас не ищут виноватых. Просто решают проблемы. А чтоб скопилось… ну, хотя бы
пять точных и ясных примет – надо, чтоб что-то случилось… полвека назад,
наверное. Понимаешь?
ЮЛЯ:
- Нет.
АЛИСА:
- Причина где-то далеко позади.
ЮЛЯ:
- Но как такое могло случиться?
АЛИСА:
- Не знаю. Могу только предположить.
ЮЛЯ:
- Что?
АЛИСА:
- Что всё это уже было. Что наша с тобой встреча – эхо схожих событий,
случившихся когда-то давно. Круги, бегущие по воде. Тень на стене пещеры.
ЮЛЯ:
- Не верю.
АЛИСА:
- Не знаю, поверила бы я на твоём месте…
ЮЛЯ:
- Никаких доказательств нет! (Фоновая мелодия обрывается)
АЛИСА:
- Кое-какие есть. Во всём Млечном пути разрешения на пилотирование машины
времени нет ни у одного школьника. А у меня есть. Я его получила полтора года
назад, вернувшись с Колеиды. В тот раз Громозека затеял авантюру по изменению
тамошнего прошлого, и я тоже поучаствовала. (В выноске демонстрируется сценка
изменения реальности из мультфильма «День рождения Алисы») Риск был большой. Был
момент, когда я попрощалась с самой собой. Но в тот раз всё обошлось.
ЮЛЯ:
- И это у тебя называется «самая обыкновенная»!
АЛИСА:
- В остальном – да.
ЮЛЯ (немного обеспокоенно):
- К твоему времени портреты станут прежними? (На один из билбордов с мультиком
садится ворон. Звучат аккорды «Расстрела горного эха»).
АЛИСА (пожимает плечами; лицо хмурое):
- Посмотрим.
(В этот момент на том самом билборде отображается – без звука – кадр «Острова сокровищ», на котором Сильвер произносит фразу «Те из вас, кто останется в живых, будут завидовать мёртвым»; камера на несколько мгновений фокусируется на билборде).
ГОЛОС ЮЛИ:
- Ерунда! Это всё амнезия! Ложные воспоминания!
АЛИСА:
- И великая теорема Ферма тоже?
Секунд пять-шесть молчания.
ЮЛЯ (с надеждой):
- Вдруг ты что-то помнишь, а что-то забыла?
АЛИСА (со вздохом):
- Наверное, ты права. Есть и такая вероятность (губа закушена; громкость мелодии
нарастает). Крошечная, но есть.
В этот момент девочки подходят к метро, и здесь под козырьком вестибюля «Кропоткинской» их встречают пираты: Весельчак У и Крыс в образе Воланда в красном шарфе.
ВЕСЕЛЬЧАК У:
- Стоп, цыплёнки! Ход закрыт, и никаких гвоздей! (мелодия достигает максимальной
громкости).Ворон сидит на ближайшей ветке. Каркает в тон музыке.
Титры под мелодию «Эха любви» Птичкина.