Литературный сценарий
мультипликационного фильма
по мотивам повести Кира Булычёва
«Сто лет тому вперёд»
Автор сценария – Н. Светлов
© Н. Светлов, 2019-2020
© Проект romantiki.ru, 2019-2020
Титры (название картины и эпизода) на фоне школьного двора во время большой перемены. Возле раскидистого дуба малыши играют в «резиночку» и «классики» (анахронизм), старшие школьники гоняют мяч. Некоторые уткнулись в смартфоны. Пацанята крутятся вокруг девочек, те не обращают на них внимания. Среди прочих мелькают знакомые лица персонажей (кроме Алисы и Юльки). Звучит мелодия песни Высоцкого «Все должны до одного числа знать до цифры пять» в весёлой, слегка попсовой аранжировке.
В титрах указывается, что в эпизоде использованы позиции шахматных партий C.G. Ward vs B. Lalic (01.04.2002) и P. Svidler vs V. Malakhov (03.12.2009), заимствованные из открытых источников.
В этом эпизоде все сцены «сверхспособностей» Алисы излагаются лицами, которые от них пострадали, что создаёт соответствующий эмоциональный настрой.
Кабинет генерала. Генерал, следователь.
Генерал разворачивает ноутбук к себе и ставит медиаплеер на паузу. В окне
медиаплеера белая кинокамера со скрещёнными под ней костями на чёрном круге –
значок Ниткина.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (озадаченно):
- Ммм… Я всё осложнил. Теперь Ниткин наверняка предупредил своего Крыса.
ГЕНЕРАЛ:
- Если знает, где его искать. Я в этом очень сомневаюсь. Хуже другое: что теперь
задумает сам режиссёр? (Сокрушённо) Как я мог допустить!
СЛЕДОВАТЕЛЬ (грустно):
- Такое невозможно предвидеть!
ГЕНЕРАЛ (самокритично):
- Возможно. Кем бы ни были Крыс и Весельчак У – они в розыске. Весной участковый
зарегистрировал заявление на Весельчака: тот якобы пытался похитить видеокамеру.
Факт вроде бы не подтвердился, но заявление-то есть! Значит, контакт со
съёмочной группой был. Зачем? Мы не знаем. Но подозреваем, что эти двое не
остановятся перед шантажом. И вот результат: в своих показаниях Ниткин предпочёл
умолчать кое о чём – возможно, очень важном!
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Меня другое тревожит. (Прокручивает мышкой видеоролик на ноутбуке к
изображению Крыса, похожего на Михалкова) Облик Крыса на экране (указывает на
экран ноутбука) соответствует показаниям самого Ниткина. Но это лицо совершенно
не похоже на фоторобот Крыса, приобщённый к делу (свернув медиаплеер, щёлкает на
пиктограмме в виде красного креста: на экране появляется изображение Крыса в
образе мальчика с костылём). Увы, личность (снова переключается на медиаплеер,
остановленный на кадре, запечатлевшем Крыса под видом Михалкова) этого нового
фигуранта придётся пока считать неустановленной. (Нервно) Хочешь избавиться от
двоих фигурантов – получи третьего!
ГЕНЕРАЛ (с оттенком насмешки):
- Ну да. Не верить же россказням Ниткина насчёт превращений!
СЛЕДОВАТЕЛЬ (соглашается):
- Мог бы что-нибудь пооригинальней придумать… А главное, этот новый фигурант
поразительно похож
ГЕНЕРАЛ (отрицательно мотнув головой):
- Cовершенно не похож!
Следователь в ступоре.
ГЕНЕРАЛ:
- Это грим. (Перекручивает медиаплеер к кадру, на котором остановил его в начале
сцены, и снимает с паузы: на экране вспотевший от жары Крыс проводит платком по
лицу, будто стирая грим – и перед нами Алик Борисович, только в белом
костюме-тройке и красном шарфе).
СЛЕДОВАТЕЛЬ (в шоке):
- Александр Борисович?! Так вот кто!…
ГЕНЕРАЛ:
- Не спешите с выводами, капитан, иначе никогда не станете майором! (Звучат
несколько аккордов соответствующей мелодии) То, что мы видим на экране сейчас –
это, скорее всего, тоже грим. Третий слой. Так мне говорит интуиция. Описание
патента я, правда, ещё не получил…
СЛЕДОВАТЕЛЬ (в шоке):
– Тогда, значит, все перевоплощения Крыса – обыкновенные маски-шоу?
ГЕНЕРАЛ:
- Вот именно, Егор Степанович, вот именно! Был в прошлом веке такой фильм с Луи
де Фюнесом… Маски, артистизм, детская впечатлительность – и никаких вам чудес.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Но под кого бы ни косил собеседник Ниткина, они заключили какую-то сделку…
ГЕНЕРАЛ:
- И?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Ну, я бы предположил, что Крыс намерен как-то влиять на творчество Ниткина. В
каком-то выгодном Крысу направлении… (оживлённо) Ведь ничего другого Ниткин
просто не умеет!
ГЕНЕРАЛ:
- Не очень верится, но допустим. (Иронично) В таком случае из всех искусств
для нас важнейшим является кино.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- И цирк!
ГЕНЕРАЛ:
- При чём тут цирк? Не отвлекайте меня. Не очень верю в эту вашу догадку.
(Продолжает иронизировать) Будто бы мы имеем дело с далеко идущими планами,
грозящими изменить отдалённое будущее.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (с усталой улыбкой):
- Будущее невозможно изменить – его ещё нет!
ГЕНЕРАЛ (бодро):
- Вот именно. Правда, можно повлиять на него. И ведь никак нельзя пресечь…
СЛЕДОВАТЕЛЬ (в тон генералу):
- Привлечь…
ГЕНЕРАЛ:
- Вот именно. Каждый режиссёр имеет право снимать то, что хочет, и так, как
считает нужным. Разве можно доказать здесь преступный замысел, даже если он
есть?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Это не наша компетенция. Наша работа – искать пропавших людей.
ГЕНЕРАЛ:
- Так точно. Продолжайте поиски, а Ниткина не трогайте пока. Можете идти.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (задумчиво):
- Мотив… нужно понять мотив. Интересно, какими могут стать последствия такого
сговора, если б заговорщикам всё удалось?
ГЕНЕРАЛ (категорично):
- Никакими! Заговорщики могут строить любые планы, но из них ничего не выйдет.
Пусть даже Ниткин в самом деле снимет какую-нибудь дрянь – другие режиссёры
обязательно снимут к ней… антидот. Просто почувствуют, что пора́, и снимут.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Хм, у Ниткина девятизначные бюджеты! Таких ни у кого больше нет.
ГЕНЕРАЛ:
- Вы правы, Егор Степанович. Деньги дают Ниткину колоссальные возможности.
Деньги многое решают. Но – не всё! Слона, говорят, можно напугать мышью…
СЛЕДОВАТЕЛЬ (добродушно, устало):
- Брехня это!
ГЕНЕРАЛ (не слушая):
- …А планы Крыса свести к нулю копеечной, но талантливой короткометражкой. И
никто не догадается, как! Ни один гениальнейший следователь не вычислит. Музы не
оставляют улик – если они музы, а не крысы. Ладно, всё. Не будем отвлекаться.
Ступайте. Вам давно следовало бы посетить школу, где учатся свидетели.
Поговорить обо всём этом с детьми. Не с глазу на глаз, а в присутствии их
педагогов! Уловили?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Это отличная идея! Тем более что позавчера…
ГЕНЕРАЛ:
- Ефим? Королёв?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Да. Он попался на совсем уж явной лжи. Давал показания о приключении Наумова
якобы с его слов. Но притом рассказал, что происходило в вестибюле Института
времени, когда Наумова там уже не было.
ГЕНЕРАЛ:
- Королёв мог услышать эту часть истории от Грибковой, а она от… (Смолкает на
полуслове. Немая сцена в течение пары-тройки секунд).
СЛЕДОВАТЕЛЬ (удивлённо):
- Хотите сказать, что именно Селезнёва выдумала эту часть истории? Так, что ли?
То есть появилась неизвестно откуда, чтобы выдумать, откуда появилась, а потом
исчезла неизвестно куда?
ГЕНЕРАЛ (уходит от неудобной темы):
- Они пацаны! Королёв опять малость приукрасил. Это ровным счётом ничего не
значит. (С нажимом) Ясно же, что ни в какое будущее Наумов не летал. Сделайте
Королёву замечание. Напомните об опасности, исходящей от разыскиваемых. Всё,
ступайте в школу. Заодно проверьте, реально ли там выпрыгнуть из окна.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (более-менее бодро):
- Есть! Всего доброго! (уходит).
Следователь в школьном классе (белая доска для маркера, лингафонное оборудование на партах и на преподавательском столе, портрет Елизаветы II). За партами: классная руководительница Алла Сергеевна (выноска: Алла Сергеевна, классный руководитель 7«Б» класса школы №26, преподаватель английского языка – профильного предмета школы); Марта Скрыль (выноска: Марта Скрыль, тренер детской спортшколы), Юля, Мила Руткевич (выноска: Мила Руткевич, ученица 7«Б» класса, рекордсменка школы по длине косы), Лариса Троепольская (выноска: Лариса Троепольская, ученица 7«Б» класса, староста школьного кружка художественной самодеятельности). Негромко звучит мелодия песенки Высоцкого «Все должны до одного числа знать до цифры пять» с пластинки «Алиса в Стране чудес».
АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- Егор Степанович, это Мила Руткевич, наша отличница, гордость класса,
победительница олимпиад. Это Лариса Троепольская – у неё, к сожалению, большие
трудности с английским, но она девочка очень внимательная и старательная. Марта
Скрыль, тренер детской спортивной школы. Ну, а с Юлей вы давно знакомы.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Да. Здравствуйте, девочки!
Выглядывает в окно класса (класс на четвёртом этаже); осматривает пейзаж,
открывающийся с северной стороны здания по адресу Поварская ул., 14, дополненный
раскидистым дубом (ныне его там уже нет, но в мультфильме есть). Ближайшая ветка
дуба метрах в четырёх от окна и на пару метров ниже. Дуб гол и мокр.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (обращается к Алле Сергеевне):
- И что? Алиса без страховки сиганула в окно?
АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- Именно так.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Ухватилась руками вот за эту ветку и спрыгнула на землю?
АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- Нет, нет, с этой ветки перескочила вон на ту, ниже, а с неё уже спрыгнула.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Гм… Я бывший десантник, даже в отряде космонавтов был…
ЛАРИСА (восхищённо):
- Вы бы тоже смогли так выпрыгнуть, товарищ капитан?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Смог бы, разумеется. В этом нет ничего сложного. (Лариса аплодирует). Даже
имел бы примерно два шанса из трёх остаться в живых. Переломы, вывихи и
растяжения не в счёт. Алла Сергеевна, вы действительно видели это своими
глазами?
АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- Вот как вас сейчас. Весь класс видел, прохожие видели, охранник…
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- А вот Наумов отрицает!
АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- Правильно. Он не видел.
ЮЛЯ:
- Наумов удирал от пиратов. Ему некогда было.
МАРТА СКРЫЛЬ:
- Да, я его встретила. Чуть с ног меня не сбил. Алису увидела минутой позже –
она перелетала с ветки на ветку, будто белка.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (упрямо):
- Наумов дал показания, что ни от кого не удирал.
АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- Как же он объяснил свою отлучку?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Урок, мол, отменили, потому что вам стало плохо.
АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- Хм… это нельзя назвать неправдой. Урок был сорван, а я попала в больницу с
гипертензивной миелопатией.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Алла Сергеевна, ответьте прямо и честно: вы жалеете детей?
АЛЛА СЕРГЕЕВНА (в крайнем удивлении):
- То есть? Жалею, конечно, когда у них что-то болит, или когда не выучили уроки,
или…
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Или когда с ними ведёт неприятные беседы бессердечный следователь? В таком
случае, наверное, можно из добрых побуждений, из жалости подтвердить
существование космических пиратов, гостей из будущего, машин времени? А
реальной, быть может, девочке прямо сейчас угрожают вполне реальные бандиты, не
пойманные лишь потому, что следствие зашло в тупик. Вы меня понимаете?
АЛЛА СЕРГЕЕВНА (в крайнем негодовании):
- Гражданин капитан, вы что себе позволяете? Я немедленно…
СЛЕДОВАТЕЛЬ (обрывает её):
- Я позволяю себе то, что мне велит мой долг. Войдите в моё положение. На мне
лежит большая ответственность, и я обязан изучить все версии, все мотивы.
Обязан, понимаете? От этого может зависеть жизнь Алисы. Если она ещё жива… и
если она уже жива…
АЛЛА СЕРГЕЕВНА (сердито):
- Я не давала показания ни о космических пиратах, ни о гостях из будущего, ни о
машинах времени. И не собираюсь. Что своими глазами видела – то и говорю. С того
момента, когда Алиса впервые появилась на моём уроке и, кстати, весьма нахально
сделала мне замечание за случайную ошибку в согласовании времён. Девочка с
необычными способностями, но в остальном вполне обыкновенная – не очень
дисциплинированная и совершенно запущенная в отношении уважения к старшим. Ещё я
видела наглого взрослого хулигана, который, полагаю, заслуживает наказания. Вот
о них я даю показания. То, что произошло прошлой весной, – событие… э…
неординарное, конечно, но никакой фантастики не происходило. По крайней мере,
при мне. Я взрослый человек, в конце концов!
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Отлично! Так и зафиксируем. А теперь нам надо приблизиться к ответу на вопрос,
где искать пропавших. Так что давайте начнём с самого начала. Алиса появилась в
школе на вашем уроке. Что было дальше?
АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- А в следующий раз мой урок в шестом «Б» был в день, когда Алиса выпрыгнула в
окошко. И больше я её не видела. Последнее, чему я стала свидетельницей, – что
она приземлилась живой, ничего себе не повредила и унеслась вслед за Колей.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Ясно. Но мне нужно восстановить полную картину всего времени, проведённого
Алисой в школе. Кто мне поможет?
МАРТА СКРЫЛЬ:
- Надо бы позвонить Гарри Кимовичу.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Кто это?
МАРТА СКРЫЛЬ:
- Шахматист, гроссмейстер, который проводил сеанс одновременной игры с нашими
учениками (достаёт смартфон). Алиса тоже участвовала.
МИЛА РУТКЕВИЧ (следователю):
- А ещё я помогу, потому что после английского был ещё урок математики. (Слегка
раздражённо) Незабываемый был урок!
Компьютерный класс. На проекционном экране изображение пустой электронной таблицы Excel. Справа от экрана белая доска для маркера, слева – учительский стол. Над экраном три портрета: Евклид, Пьер Ферма, Андрей Колмогоров (показаны выноски с именами и годами жизни математиков). У экрана молодая учительница (выноска: Нелли Оганезовна, преподаватель алгебры и геометрии, 24 года), за партами школьники, на партах закрытые ноутбуки, на учительском столе – открытый. Звучит «школьная» музыкальная тема на мотив песни Высоцкого «Все должны до одного числа знать до цифры пять».
УЧИТЕЛЬНИЦА:
- Тема урока – кубические уравнения.
ГОЛОС ИЗ КЛАССА (недовольный):
- Опять кубические!
УЧИТЕЛЬНИЦА:
- Записывайте! Ёмкость в форме куба со стороной восемь и шесть десятых метра
доверху наполнена национальным достоянием России – нефтью. Часть нефти – сколько
вместилось – перелили в кубическую ёмкость со стороной два и восемь десятых
метра. Какой должна быть сторона третьей ёмкости, также в форме куба, чтобы её
можно было доверху заполнить остатком? К доске пойдёт… (глядя на экран ноутбука)
Так… допустим, Садовский.
САДОВСКИЙ (выходит к доске для маркера – камера, естественно, показывает его
со спины, – пишет на ней, поясняя записываемое):
- От восьми и шести десятых вычитаем два и восемь, получаем… получаем пять и
восемь десятых. Правильно?
Класс смеётся, учительница хмурится.
УЧИТЕЛЬНИЦА:
- Коля, в задаче даны длины сторон, а не объёмы. Будь внимательней!
САДОВСКИЙ (по-прежнему лицом к доске):
- Тогда пять и восемь десятых возводим в куб… Нелли Оганезовна, восемь и шесть
десятых минус два и восемь – это ведь пять и восемь? Или шесть и восемь? Можно
на телефоне?
УЧИТЕЛЬНИЦА:
- Кто поможет? (Руткевич поднимает руку) Мила, пожалуйста.
Руткевич выходит к экрану. Садовский стоит рядом, безучастно глядя в пол. Лицо его по-прежнему не попадает в кадр.
МИЛА:
- Восемь и шесть десятых в кубе минус два и восемь десятых в кубе будет…
Касается стилусом строки ввода Excel, набирает на всплывшей экранной клавиатуре
=8,6^3-2,8^3, нажимает кнопку ввода. На экране в клетке A1 появляется число
614,10. Нажимает на кнопку изменения формата – число приобретает вид 614,104.
УЧИТЕЛЬНИЦА:
- Хорошо, а дальше?
МИЛА (вводит в соседнюю клетку единицу измерения – куб.м):
- Дальше надо извлечь кубический корень из этого числа…
УЧИТЕЛЬНИЦА:
- Совершенно верно!
МИЛА (перемещает стилусом табличный курсор в клетку A2 и вводит формулу
=A1^(1/3) – появляется число 8,50. Выводит ещё один десятичный знак – 8,500):
- Ответ: ровно восемь с половиной метров (дописывает единицу измерения в
соседнюю клетку: м).
УЧИТЕЛЬНИЦА:
- Молодец, Руткевич! Отлично!
АЛИСА (с места, возмущённо):
- Это как так – отлично? Задача решена неправильно!
РУТКЕВИЧ и УЧИТЕЛЬНИЦА (в один голос):
- Почему это?
УЧИТЕЛЬНИЦА:
- Решение совершенно верное…
АЛИСА (перебивая):
- Решение верное, но ответ ошибочный. И это легко доказать, не проводя никаких
вычислений.
РУТКЕВИЧ (в гневе):
- Ну, докажи!
АЛИСА (сладким голосом):
- Мила, давай переведём всё в дециметры – так проще, вот увидишь. Согласно
твоему решению получаем, что 85 в кубе плюс 28 в кубе равно 86 в кубе. Тебя
ничто не смущает?
УЧИТЕЛЬНИЦА (смущается и краснеет):
- Так ведь это же…
РУТКЕВИЧ:
- Нисколечки. Ты хочешь сказать, компьютер неправильно посчитал?
АЛИСА:
- Мила, скажи, как здесь выдать ещё один знак после запятой?
РУТКЕВИЧ (с едва заметной усмешкой нажимает стилусом на соответствующую кнопку
Excel):
- Да пожалуйста! (на экране появляется 8,4999).
АЛИСА:
- А ещё одну? (Мила выполняет; на экране 8,49990).
РУТКЕВИЧ:
- Это вычислительная ошибка! Компьютер считает очень точно, но всё же иногда
округляет, а тут извлечение кубического корня…
УЧИТЕЛЬНИЦА (смущённо):
- Мила, вообще-то нет…
ФИМА КОРОЛЁВ (с места):
- Права Мила! В учебнике ответ – восемь с половиной метров.
АЛИСА:
- Там тоже есть слово «ровно»?
УЧИТЕЛЬНИЦА (дипломатично):
- Алиса, объясни, пожалуйста, из-за чего ты решила, что ответ неточен?
АЛИСА:
- Ответ Милы противоречит великой теореме Ферма, доказанной Эндрю Уайлсом в 1994
году. Это знает любой школьник. Никакая сумма двух кубов натуральных чисел – и
вообще любых степеней выше квадрата – не может быть равна той же степени
натурального числа. Надо было только перевести в дециметры, и сразу видно, что
такой ответ невозможен. Значит, есть погрешность.
УЧИТЕЛЬНИЦА:
- Да, погрешность, конечно, есть, но совсем небольшая!
АЛИСА (упрямо):
- Небольшая. Однако ответ «ровно восемь с половиной метров» неверен. Верен был
бы ответ «примерно восемь с половиной метров» или «около восьми с половиной
метров».
УЧИТЕЛЬНИЦА:
- Да, Алиса, ты права, но я (обращается к классу), тем не менее, не стану
снижать оценку Миле Руткевич. Даже я не сразу догадалась применить к задаче
знаменитую теорему – хотя, конечно, должна бы. (Руткевич с видом победительницы
бросает уничтожающий взгляд на Алису).
АЛИСА (в ответ на вызов Руткевич; голос полон яда в её адрес):
- Нелли Оганезовна, если Миле интересно, могу рассказать принцип доказательства.
(Не дожидаясь ответа, встаёт из-за парты, быстрым шагом – почти бегом – идёт к
экрану, говоря на ходу) Теорема Ферма утверждает, что диофантово уравнение
(пишет стилусом на интерактивной доске поверх экрана Excel формулу
)
икс в степени эн плюс игрек в степени эн равно зет в степени эн, где (пишет на
доске формулу
) вектор переменных выбирается из множества векторов
натуральных чисел порядка четыре, – что такое уравнение не имеет решения при эн
больше двух (пишет на доске формулу
). В её доказательстве
ключевую роль сыграла теорема о модулярности, которая в то время называлась
гипотезой Таниямы-Симуры-Вейля. В 1986 году Кен Рибет доказал, что эта гипотеза
связана с теоремой Ферма: решение интересующего нас уравнения (показывает на
доску) могло бы существовать лишь тогда, когда соответствующая ему эллиптическая
кривая немодулярна. Используя идеи Эвариста Галуа, относящиеся к теории групп –
те самые, которые ещё в XIX веке указали путь к решению уравнений четвёртой
степени в общем виде, – Уайлс с помощью математической индукции доказал частный
случай теоремы о модулярности…
УЧИТЕЛЬНИЦА (миролюбиво):
- Достаточно, спасибо. Алиса, тебе обязательно надо участвовать в математической
олимпиаде.
РУТКЕВИЧ (с высоко поднятой головой шествует к своему месту за партой):
- Вряд ли. Там нужно просто решать, без выкрутасов.
УЧИТЕЛЬНИЦА (Садовскому):
- Коля, займи своё место. (Обращается к классу) Мила, Алиса, спасибо за
плодотворное обсуждение. Продолжим урок. Откройте ноутбуки… (в кадр попадают
портреты над доской, они другие: Леонард Эйлер, Эндрю Уайлс, Григорий Перельман;
над портретами на некоторое время появляются выноски с именами и датами жизни
математиков).Алиса открывает ноутбук и видит на экране уведомление от скайпа:
«Алиса, спроси у Садовского, чему будет равна сторона куба через сто лет – он
знает! Доброжелатель».
Школьный коридор. Перемена. Дети выбегают из класса, обсуждая между собой: «Во даёт!», «Мы не проходили эту теорему», «А с квадратами всё получается – пять квадрат равно три квадрат плюс четыре квадрат», «Нелли Оганезовна, какие уравнения называются диофантовыми?». Алиса и Юля подходят к Садовскому, лицо которого камера по-прежнему не показывает зрителю.
АЛИСА:
- Коля! Ты правда знаешь, чему будет равна сторона куба через сто лет?
САДОВСКИЙ:
- Куба – далёкая сторона. Там Че Гевара и Фидель Кастро Рус.
ЮЛЯ:
- Уже не там. Коля, можно тебе задать серьёзный вопрос? Алиса потеряла одну
вещь. Наверное, кто-то её взял. Ну, например, принял по рассеянности за пенал.
САДОВСКИЙ:
- Да, эту вещь взял я, я всегда всё беру и никогда никому ничего не возвращаю!
ЮЛЯ:
- Так вот, имеется возможность положить эту вещь Алисе в портфель или в парту,
и…
САДОВСКИЙ (удивлённо):
- Так ты серьёзно?!
ЮЛЯ:
- Да.
САДОВСКИЙ:
- То есть ты только что обвинила меня в воровстве, да?!
ЮЛЯ:
- Нет, но…
САДОВСКИЙ:
- Потому что если б я что-то взял по ошибке, вернул бы не тайком, а открыто. И,
конечно, извинился бы. Так вот, вы с Алисой не намерены сделать теперь то же
самое, и немедленно?!
Камера показывает растерянные лица девочек; сцена сворачивается в выноску,
которая рассыпается в пыль над головой Милы.
Следователь в школьном классе (см. сцену 7.2). Алла Сергеевна, Марта Скрыль, Юля, Мила Руткевич, Лариса Троепольская. Входит гроссмейстер.
ДЕТИ:
- Гарри Кимович, здравствуйте! (взрослые здороваются с гроссмейстером за руку)
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Здравствуйте, Гарри Кимович. Большая удача, что вы сегодня в Москве и не
заняты. (Представляется) Степанов Егор Степанович. Провожу дознание по делу о
розыске гражданки Алисы Игоревны Селезнёвой… неизвестно какого года рождения.
ГРОССМЕЙСТЕР:
- Здравствуйте, Егор Степанович. Зовите меня просто Гарри. Что случилось с
Алисой? Она утонула?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- У нас пока нет ответа на этот вопрос. Явилась из ниоткуда и исчезла в никуда.
ЛАРИСА (в рифму)
- По дороге, на которой нет следа.
ЮЛЯ:
- Я дополню, Егор Степанович? Как потом выяснилось, то сообщение, насчёт
Садовского, отправил Алисе Королёв. Фима запутывал следы, чтобы помочь другу.
РУТКЕВИЧ:
- В таком случае он круглый дурак.
ЛАРИСА (с улыбочкой):
- Вовсе не дурак, но он и вправду круглый.
РУТКЕВИЧ:
- Коля не нуждался в такой помощи. Он боялся не Алисы – он за неё боялся. Его-то
было непросто отыскать: пираты его лица не видели. Зато видели Алису. Миелофон,
пока он у Коли, был в большей безопасности. К тому же – кто знает? – пираты
могли использовать шпионскую технику. На этот случай Коля держался от Алисы
подальше, не выдавал себя.
ЮЛЯ:
- Да. Фима решил, что Коля скрывается от Алисы. Вот и направил её по ложному
следу.
ЛАРИСА:
- И правильно! Ведь Крыс мог превращаться. Вдруг Алиса – это превратившийся
Крыс?
ЮЛЯ:
- Не мог Королёв об этом знать. О способностях Крыса одна я знала, кроме Алисы.
(Обращаясь к следователю) Остальные позже узнали.
МИЛА:
- Вдобавок Садовского подставил. Разве так можно?
МАРТА СКРЫЛЬ:
- Про урок физкультуры Лариса расскажет?
ЛАРИСА (со вздохом):
- Придётся.
ГРОССМЕЙСТЕР:
- Извините, у меня не очень много времени. Давайте сначала я.
Актовый зал школы. Ряды кресел сдвинуты к стенкам, в центре – столы покоем. Внутри «покоя» гроссмейстер, камера показывает сцену из-за его спины. Входят Коли – все трое (на этот раз камера показывает их лица). Следом входят Фима, Боря Мессерер, Мила, Алиса. Другие участники сеанса одновременной игры уже заняли места за досками снаружи «покоя». Сулима (зритель, правда, не знает ещё, что он и есть Сулима), Алиса (рядом с ним) и Мила тоже занимают места перед своими досками. Они играют чёрными. За спиной Сулимы болельщики – другие два Коли, Фима, Борис (пока ещё не знакомый зрителю).
Камера меняет положение: смотрит со стороны спин школьников в лицо гроссмейстеру. Напротив гроссмейстера, на центральном столе, портрет Эмануэля Ласкера, обращённый к школьникам (выноска: Эмануэль Ласкер, чемпион мира по шахматам с 1894 по 1921 г.). Звучит, стихая, мелодия второй части «Чести шахматной короны» Высоцкого (оркестр).
Гроссмейстер играет белыми. Делает ходы на доске Сулимы 1.c4, на доске Алисы 1.d4. Затем (ускоренная съёмка) проходит три круга внутри «покоя», после чего (темп съёмки возвращается к нормальному) мы видим на одной из досок позицию детского мата.
Камера поднимается к лицу сгорающего от стыда проигравшего второклассника.
ГРОССМЕЙСТЕР:
- Вам мат. Извините! Может, начнём сначала?
ФИМА (второкласснику):
- Это неспортивно. Нужно уметь проигрывать.
Второклассник, забыв пожать гроссмейстеру руку, встаёт и боком-боком удаляется.
Снова ускоренная съёмка, в течение которой места за досками снаружи «покоя» одно за другим освобождаются. У досок Сулимы и Алисы гроссмейстер задерживается дольше, чем у других, и часто пропускает доску Алисы, не сделав хода. Ускоренная съёмка заканчивается тем, что своё место за доской покидает Мила, присоединяясь к болельщикам. За досками остаются только Сулима и Алиса. Число болельщиков у Сулимы увеличилось. Камера фокусируется на его доске.
СУЛИМА (болельщикам):
- Король белых в надёжной крепости, а моему, похоже, скоро мат.
ГРОССМЕЙСТЕР:
- Вы, молодой человек, держались молодцом. Да, мой король надёжно защищён, но
позиция такова, что, если не сделаете ошибку, я не смогу вас победить. Есть
реальный шанс на ничью!
СУЛИМА:
- Тогда я пока не буду сдаваться. Можно мне ещё подумать?
ГРОССМЕЙСТЕР молча перемещается к доске Алисы, перед которой основательно зависает. Позиция в этот момент вот какая:
Наконец, делает ход ферзём на h5.
АЛИСА (гроссмейстеру, тихо):
- У меня проходная пешка (ходит пешкой на d2).
ГРОССМЕЙСТЕР:
- Браво! Вот такая игра мне нравится. Почти на равных. И если б ты не была так
увлечена этой пешкой – вполне смогла бы добиться ничьей!
АЛИСА (удивлённо):
- Ничьей? Я не уверена…
ГРОССМЕЙСТЕР:
- Видишь ли, твоему второму ферзю суждена совсем короткая жизнь…
АЛИСА:
- Да-да. Короче не бывает.
Гроссмейстер в ответ ходит пешкой на f6, перемещается к Сулиме – на его доске прежняя позиция; гроссмейстер ожидает хода, глядя на его доску. Болельщики наперебой подают советы Сулиме. Алиса тем временем делает ход: берёт ферзём белую пешку на f6.
ФИМА (Сулиме):
- Пешкой! Пешкой ходи! Да не той!
САДОВСКИЙ (ему же):
- Тузом! То есть этим… королём!
АЛИСА (косится на доску Сулимы):
- Конь на f6…
НАУМОВ:
- Ого! Ты посмотри, точно на f6! А если он объявит шах…
СУЛИМА (сердито):
- Не подсказывайте! Теперь-то я так уже не пойду!
МИЛА:
- Ну и зря!
Гроссмейстер берёт на Алисиной доске слона на d4 своим слоном; Алиса быстро отвечает ходом ферзя на d4, взяв белого слона.
АЛИСА:
- Шах.
ГРОССМЕЙСТЕР (оборачиваясь к Сулиме):
- Ну что, молодой человек, вы готовы?
МИЛА:
- Он хотел пойти конём на f6, но сомневается.
ГРОССМЕЙСТЕР:
- Одобряю! Этот тот самый ход, которого я опасался.
Сулима ходит конём на f6. Гроссмейстер делает ответный ход конём на e5, переходит к доске Алисы. Оценив позицию, цокает языком, качает головой. Не сделав хода, возвращается к доске Сулимы.
МИЛА:
- Ну, а теперь этим же конём…
НАУМОВ:
- Нет, ни в коем случае! Пешкой надо!
САДОВСКИЙ:
- Королём! Королём ходи!
НАУМОВ (Садовскому):
- Каким ещё королём? Как дам больно, чтоб играть не мешал!
САДОВСКИЙ (Наумову):
- Это ты мешаешь! А я поддерживаю боевой дух. Коля без нас знает, как ходить.
ГРОССМЕЙСТЕР (заметно нервничая):
- Болельщиков попрошу не отвлекать своего товарища. Хотите, чтобы партия
закончилась вничью? Тогда не мешайте ему.
Сулима протягивает руку к доске для следующего хода. Алиса, пользуясь тем, что болельщики заняли внимание гроссмейстера, подсказывает Сулиме очередной ход.
АЛИСА (шёпотом):
- Обратно! Конь d7!
СУЛИМА:
- Да, я так и собирался (делает ход).
ГРОССМЕЙСТЕР (так и не сделав ход на Алисиной доске):
- Правильно, молодец! Шах! (делает ход ладьёй на a8).
МИЛА (перепуганно):
- Ой, батюшки!
Сулима уходит королём на g7. Гроссмейстер возвращает ладью на a7, Сулима – короля на g8.
ГРОССМЕЙСТЕР (снова ходит ладьёй на a8):
- Шах!
СУЛИМА:
- Ничья вечным шахом?
ГРОССМЕЙСТЕР:
- Если играть честно, не уповая на то, что ты, быть может, ошибёшься, – мне в
этом положении больше ничего не остаётся. Ничья! (рукопожатие).
МИЛА:
- Ура! У Коли ничья с гроссмейстером!
ФИМА:
- Ничья, равная победе! Я с самого начала знал, что он победит!
МИЛА:
- Откуда?
САДОВСКИЙ:
- Фима съездил в будущее и узнал там исход партии!
АЛИСА вопросительно смотрит на счастливого Сулиму, потом на Садовского.
Спрашивает Садовского как бы в шутку:
- Он сам рассказал?
САДОВСКИЙ:
- Конечно! Мы вместе собрали машину времени из детского велосипеда и двух
процессоров Z80. Королёв побывал в завтрашнем дне и чудом вернулся живым, а
потом на неё забралась его племянница, и с тех пор её никто больше не видел.
Наверное, она встретила себя взрослую и решила себя удочерить.
ГРОССМЕЙСТЕР (делает, наконец, ход на Алисиной доске, уводит короля на g2):
- Да, я увлёкся.
АЛИСА (примирительно):
- Удивительно, как вы держите в голове сразу столько позиций! Я бы так никогда
не смогла! (Снимает белую ладью с клетки e1, свою пешку с d2 и ставит на e1
чёрного коня).
ГРОССМЕЙСТЕР:
- Ты не права, девочка…
МИЛА (поняв эти слова по-своему):
- Ой, батюшки! (огорчённо) Ребята, всё, Алиса проиграла! (болельщики, кроме,
Бориса и самой Милы, услышав эту новость, с сочувственными вздохами покидают
зал).
ГРОССМЕЙСТЕР (Миле):
- Да, партия подошла к концу, только проиграла не Алиса. (Алисе) Сдаюсь. (Жмёт
ей руку — та, по своему обыкновению, вначале протягивает левую, но быстро
исправляется).
МИЛА (ошарашенно):
- Супердевочка!
ГРОССМЕЙСТЕР (Миле):
- А не права Алиса вот в чём: мне не нужно было держать в голове все партии.
Внимания требовали лишь две. (Мила явно обижена) Ну, хорошо, три.
БОРИС (над ним выноска с текстом: «Боря Мессерер, одноклассник Юли и Алисы»):
- Ура! Молодец, Алиска! Вот приз лучшему шахматисту турнира, учреждённый Борисом
Мессерером! Держи! (протягивает Алисе карандашный рисунок – её портрет в
шахматной короне, напоминающий тенниеловскую Белую Королеву).
АЛИСА (улыбается):
- Спасибо! Не очень похоже, но…
БОРИС:
- Но зато от души!
В кадре шахматная доска с проигрышной позицией белых
и портрет Ласкера. Голос гроссмейстера разъясняет, почему в этой позиции нет шансов избежать поражения: за взятием коня на e1 следует шах ферзём на f2 с последующим матом конём на g3, а в случае отхода королём белые гарантированно теряют ладью, после чего опять-таки получают мат. Тем временем лицо Ласкера на портрете на глазах трансформируется в лицо Анатолия Карпова (появляется выноска: Анатолий Карпов, чемпион мира по шахматам в 1975–1985 г.).
Титры в сопровождении мелодии второй части «Чести шахматной короны» (оркестр).