Следствие зашло в тупик

Литературный сценарий мультипликационного фильма
по мотивам повести Кира Булычёва
«Сто лет тому вперёд»

Автор сценария – Н. Светлов
© Н. Светлов, 2019
© Проект romantiki.ru, 2019

Эпизод 7
Супердевочка

Титры (название картины и эпизода) на фоне школьного двора во время большой перемены. Возле раскидистого дуба малыши играют в «резиночку» и «классики» (анахронизм), старшие школьники гоняют мяч. Некоторые уткнулись в смартфоны. Пацанята крутятся вокруг девочек, те не обращают на них внимания. Среди прочих мелькают знакомые лица персонажей (кроме Алисы и Юльки). Звучит мелодия песни Высоцкого «Все должны до одного числа знать до цифры пять» в весёлой, слегка попсовой аранжировке.

В этом эпизоде все сцены «сверхспособностей» Алисы излагаются лицами, которые от них пострадали, что создаёт соответствующий эмоциональный настрой.

Сцена 7.1

Кабинет генерала. Генерал, следователь.

Генерал разворачивает ноутбук к себе и ставит медиаплеер на паузу. В окне медиаплеера белая кинокамера со скрещёнными под ней костями на чёрном круге – значок Ниткина.

СЛЕДОВАТЕЛЬ (озадаченно):
- Ммм… Я, выходит, и впрямь всё осложнил. Ниткин теперь наверняка предупредил своего Крыса.

ГЕНЕРАЛ:
- Если Ниткин знает, где его искать. Я в этом очень сомневаюсь. Хуже другое: что теперь задумает сам режиссёр? (Сокрушённо) Как я мог допустить!

СЛЕДОВАТЕЛЬ (грустно):
- Такое невозможно предвидеть!

ГЕНЕРАЛ (самокритично):
- Возможно. Кем бы ни были Крыс и Весельчак У – они в розыске. Весной на Весельчака У было заявление участковому от кинооператора. Весельчак якобы пытался похитить видеокамеру. Факт вроде не подтвердился, но заявление-то есть! Значит, контакт со съёмочной группой был. Зачем? Мы не знаем. Но подозреваем, что эти двое не остановятся перед шантажом. И вот результат: в своих показаниях Ниткин предпочёл умолчать кое о чём – возможно, очень важном!

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Меня другое тревожит. (Прокручивает мышкой видеоролик на ноутбуке к изображению Крыса, похожего на Михалкова) Облик Крыса на экране (указывает на экран ноутбука) соответствует показаниям самого Ниткина. Но это лицо совершенно не похоже на фоторобот Крыса, приобщённый к делу (свернув медиаплеер, щёлкает на пиктограмме в виде красного креста: на экране появляется изображение Крыса в образе мальчика с костылём). Увы, личность (снова переключается на медиаплеер, остановленный на кадре, запечатлевшем Крыса под видом Михалкова) этого нового фигуранта придётся пока считать неустановленной. (нервно) Хочешь избавиться от двоих фигурантов – получи третьего!

ГЕНЕРАЛ (с оттенком насмешки):
- Ну да. Не верить же россказням Ниткина насчёт превращений!

СЛЕДОВАТЕЛЬ (соглашается):
- Мог бы что-нибудь пооригинальней придумать… А главное, этот новый фигурант поразительно похож…

ГЕНЕРАЛ (отрицательно мотнув головой):
- Cовершенно не похож!

Следователь в ступоре.

ГЕНЕРАЛ:
- Это грим. (Перекручивает медиаплеер к кадру, на котором остановил его в начале сцены, и снимает с паузы: на экране вспотевший от жары Крыс проводит платком по лицу, будто стирая грим – и перед нами Алик Борисович, только в белом костюме-тройке и красном шарфе).

СЛЕДОВАТЕЛЬ (в шоке):
- Александр Борисович?! Так вот кто!…

ГЕНЕРАЛ:
- Не спешите с выводами, капитан, иначе никогда не станете майором! (Звучат несколько аккордов соответствующей мелодии) То, что мы видим на экране сейчас – это, скорее всего, тоже грим. Третий слой. Так мне говорит интуиция. Описание патента я, правда, ещё не смотрел…

СЛЕДОВАТЕЛЬ (в шоке):
 – Тогда, значит, все перевоплощения Крыса – обыкновенные маски-шоу?

ГЕНЕРАЛ:
- Вот именно, Егор Степанович, вот именно! Был в прошлом веке такой фильм с Луи де Фюнесом… Маски, артистизм, детская впечатлительность – и никаких вам чудес.

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Но под кого бы ни косил собеседник Ниткина, они заключили какую-то сделку…

ГЕНЕРАЛ:
- И?

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Ну, я бы предположил, что Крыс намерен как-то влиять на творчество Ниткина. В каком-то выгодном Крысу направлении… (оживлённо) Ведь ничего другого Ниткин просто не умеет!

ГЕНЕРАЛ:
- Не очень верится, но допустим. (Иронично) В таком случае из всех искусств для нас важнейшим является кино.

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- И цирк!

ГЕНЕРАЛ:
- При чём тут цирк? Не отвлекайте меня. Не очень верю в эту вашу догадку. (Продолжает иронизировать) Будто бы мы имеем дело с далеко идущими планами, грозящими изменить отдалённое будущее.

СЛЕДОВАТЕЛЬ (с усталой улыбкой):
- Будущее невозможно изменить – его ещё нет!

ГЕНЕРАЛ (бодро):
- Вот именно. Правда, можно повлиять на него. И ведь никак нельзя пресечь…

СЛЕДОВАТЕЛЬ (в тон генералу):
- Привлечь…

ГЕНЕРАЛ:
- Вот именно. Каждый режиссёр имеет право снимать то, что хочет, и так, как считает нужным. Разве можно доказать здесь преступный замысел, даже если он есть?

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Это не наша компетенция. Наша работа – искать пропавших людей.

ГЕНЕРАЛ:
- Так точно. Продолжайте поиски, а Ниткина не трогайте пока. Можете идти.

СЛЕДОВАТЕЛЬ (задумчиво):
- Мотив… нужно понять мотив. Интересно, какими могут стать последствия такого сговора, если б заговорщикам всё удалось?

ГЕНЕРАЛ (категорично):
- Никакими! Заговорщики могут строить любые планы, но из них ничего не выйдет. Пусть даже Ниткин в самом деле снимет какую-нибудь дрянь – другие режиссёры обязательно снимут к ней противоядие. Просто почувствуют, что пора́, и снимут.

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Хм, у Ниткина девятизначные бюджеты! Таких ни у кого больше нет.

ГЕНЕРАЛ:
- Вы правы, Егор Степанович. Деньги дают Ниткину колоссальные возможности. Деньги многое решают. Но – не всё! Слона, говорят, можно напугать мышью…

СЛЕДОВАТЕЛЬ (добродушно, устало):
- Брехня это!

ГЕНЕРАЛ (не слушая):
- …А планы Крыса свести к нулю копеечной, но талантливой короткометражкой. И никто не догадается, как! Ни один гениальнейший следователь не вычислит. Музы не оставляют улик – если только они музы, а не крысы. Ладно, всё. Не будем отвлекаться. Ступайте. Вам давно следовало бы посетить школу, где учатся свидетели. Поговорить обо всём этом с детьми не с глазу на глаз, а в присутствии их педагогов! Уловили?

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Это отличная идея! Тем более что позавчера…

ГЕНЕРАЛ:
- Ефим? Королёв?

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Да. Он попался на совсем уж явной лжи. Давал показания о приключении Наумова якобы с его слов. Но притом рассказал, что происходило в вестибюле Института времени, когда Наумова там уже не было.

ГЕНЕРАЛ:
- Королёв мог услышать эту часть истории от Грибковой, а она от… (Смолкает на полуслове. Немая сцена в течение пары-тройки секунд).

СЛЕДОВАТЕЛЬ (удивлённо):
- Хотите сказать, что именно Селезнёва выдумала эту часть истории? Так, что ли? То есть появилась неизвестно откуда, чтобы выдумать, откуда появилась, а потом исчезнуть неизвестно куда?

ГЕНЕРАЛ (уходит от неудобной темы):
- Они пацаны! Королёв решил немного приукрасить. И это ровным счётом ничего не значит. (С нажимом) Ясно же, что ни в какое будущее Наумов не летал. Сделайте Королёву замечание. Напомните об опасности, исходящей от разыскиваемых. Всё, ступайте в школу. Заодно проверьте, реально ли там выпрыгнуть из окна.

СЛЕДОВАТЕЛЬ (более-менее бодро):
- Есть! Всего доброго! (уходит).

Сцена 7.2

Следователь в школьном классе (белая доска для маркера, лингафонное оборудование на партах и на преподавательском столе, портрет Елизаветы II). За партами: классная руководительница Алла Сергеевна (выноска: Алла Сергеевна, классный руководитель 7«Б» класса школы №26, преподаватель английского языка – профильного предмета школы); Марта Скрыль (выноска: Марта Скрыль, тренер детской спортшколы), Юля, Мила Руткевич (выноска: Мила Руткевич, ученица 7«Б» класса, рекордсменка школы по длине косы), Лариса Троепольская (выноска: Лариса Троепольская, ученица 7«Б» класса, староста школьного кружка художественной самодеятельности). Негромко звучит мелодия песенки Высоцкого «Все должны до одного числа знать до цифры пять» с пластинки «Алиса в Стране чудес».

АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- Егор Степанович, это Мила Руткевич, наша отличница, гордость класса, победительница олимпиад. Это Лариса Троепольская – у неё, к сожалению, большие трудности с английским, но она девочка очень внимательная и старательная. Марта Скрыль, тренер детской спортивной школы. Ну, а с Юлей вы давно знакомы.

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Да. Здравствуйте, девочки!

Выглядывает в окно класса (класс на четвёртом этаже); осматривает пейзаж, открывающийся с северной стороны здания по адресу «Поварская ул., 14», дополненный раскидистым дубом (ныне его там уже нет, но в мультфильме есть). Ближайшая ветка дуба метрах в четырёх от окна и на пару метров ниже. Дуб гол и мокр.

СЛЕДОВАТЕЛЬ (обращается к Алле Сергеевне):
- И что? Алиса без страховки сиганула в окно?

АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- Именно так.

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Ухватилась руками вот за эту ветку и спрыгнула на землю?

АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- Нет, нет, с этой ветки перескочила вон на ту, ниже, а с неё уже спрыгнула.

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Гм… Я, бывший десантник, даже в отряде космонавтов был…

ЛАРИСА (восхищённо):
- Вы бы тоже смогли так выпрыгнуть, товарищ капитан?

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Смог бы, разумеется. В этом нет ничего сложного. (Лариса аплодирует). Даже имел бы примерно два шанса из трёх остаться в живых. Переломы, вывихи и растяжения не в счёт. Алла Сергеевна, вы действительно видели это своими глазами?

АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- Вот как вас сейчас. Весь класс видел, прохожие видели, охранник…

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- А вот Наумов отрицает!

АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- Правильно. Он не видел.

ЮЛЯ:
- Наумов удирал от пиратов. Ему некогда было.

МАРТА СКРЫЛЬ:
- Да, я его встретила. Чуть с ног меня не сбил. Алису я увидела минутой позже – она перелетала с ветки на ветку, будто белка.

СЛЕДОВАТЕЛЬ (упрямо):
- Наумов дал показания, что ни от кого не удирал.

АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- Как же он объяснил свою отлучку?

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Урок, мол, отменили, потому что вам стало плохо.

АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- Хм… это нельзя назвать неправдой. Урок был сорван, а я попала в больницу с гипертензивной миелопатией.

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Алла Сергеевна, скажите мне прямо и честно: вы жалеете детей?

АЛЛА СЕРГЕЕВНА (в крайнем удивлении):
- То есть? Жалею, конечно, когда у них что-то болит, или когда не выучили уроки, или…

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Или когда с ними ведёт неприятные беседы бессердечный следователь? В таком случае, наверное, можно из добрых побуждений, из жалости подтвердить существование космических пиратов, гостей из будущего, машин времени? А реальной, быть может, девочке прямо сейчас угрожают вполне реальные бандиты, не пойманные лишь потому, что следствие зашло в тупик. Вы меня понимаете?

АЛЛА СЕРГЕЕВНА (в крайнем негодовании):
- Гражданин капитан, вы что себе позволяете? Я немедленно…

СЛЕДОВАТЕЛЬ (обрывает её):
- Я позволяю себе то, что мне велит мой долг. Войдите в моё положение. На мне лежит большая ответственность, и я обязан изучить все версии, все мотивы. Обязан, понимаете? От этого может зависеть жизнь Алисы. Если она ещё жива… и если она уже жива…

АЛЛА СЕРГЕЕВНА (сердито):
- Я не давала показания ни о космических пиратах, ни о гостях из будущего, ни о машинах времени. И не собираюсь. Что своими глазами видела – то и говорю. С того момента, когда Алиса впервые появилась на моём уроке и, кстати, весьма нахально сделала мне замечание за случайную ошибку в согласовании времён. Девочка с необычными способностями, но в остальном вполне обыкновенная – не очень дисциплинированная и совершенно запущенная в отношении уважения к старшим. Ещё я видела наглого взрослого хулигана, который, полагаю, заслуживает наказания. Вот о них я даю показания. То, что произошло прошлой весной, – событие… э… неординарное, конечно, но никакой фантастики не происходило. По крайней мере, при мне. Я взрослый человек, в конце концов!

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Отлично! Так и зафиксируем. А теперь нам надо приблизиться к ответу на вопрос, где искать пропавших. Так что давайте начнём с самого начала. Алиса появилась в школе на вашем уроке. Что было дальше?

АЛЛА СЕРГЕЕВНА:
- А в следующий раз мой урок в шестом «Б» был в день, когда Алиса выпрыгнула в окошко. И больше я её не видела. Последнее, чему я стала свидетельницей, – что она приземлилась живой, ничего себе не повредила и унеслась вслед за Колей.

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Ясно. Но мне нужно восстановить полную картину всего времени, проведённого Алисой в школе. Кто мне поможет?

МАРТА СКРЫЛЬ:
- Надо бы позвонить Гарри Кимовичу.

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Кто это?

МАРТА СКРЫЛЬ:
- Шахматист, гроссмейстер, который проводил сеанс одновременной игры с нашими учениками (достаёт смартфон). Алиса тоже участвовала.

МИЛА РУТКЕВИЧ (следователю):
- А ещё я помогу, потому что после английского был ещё урок математики. (Слегка раздражённо) Незабываемый был урок!

Сцена 7.3

Компьютерный класс. На проекционном экране изображение пустой электронной таблицы Excel. Справа от экрана белая доска для маркера, слева – учительский стол. Над экраном три портрета: Евклид, Пьер Ферма, Андрей Колмогоров (показаны выноски с именами и годами жизни математиков). У экрана молодая учительница (выноска: Нелли Оганезовна, преподаватель алгебры и геометрии, 24 года), за партами школьники, на партах закрытые ноутбуки, на учительском столе – открытый. Звучит «школьная» музыкальная тема на мотив песни Высоцкого «Все должны до одного числа знать до цифры пять».

УЧИТЕЛЬНИЦА:
- Тема урока – кубические уравнения.

ГОЛОС ИЗ КЛАССА (недовольный):
- Опять кубические!

УЧИТЕЛЬНИЦА:
- Записывайте! Ёмкость в форме куба со стороной восемь и шесть десятых метра доверху наполнена национальным достоянием России – нефтью. Часть нефти – сколько вместилось – перелили в кубическую ёмкость со стороной два и восемь десятых метра. Какой должна быть сторона третьей ёмкости, также в форме куба, чтобы её можно было доверху заполнить остатком? К доске пойдёт… (глядя на экран ноутбука) Так… допустим, Садовский.

САДОВСКИЙ (выходит к доске для маркера – камера, естественно, показывает его со спины, – пишет на ней, поясняя записываемое):
- От восьми и шести десятых вычитаем два и восемь, получаем… получаем пять и восемь десятых. Правильно?

Класс смеётся, учительница хмурится.

УЧИТЕЛЬНИЦА:
- Коля, в задаче даны длины сторон, а не объёмы. Будь внимательней!

САДОВСКИЙ (по-прежнему лицом к доске):
- Тогда пять и восемь десятых возводим в куб… Нелли Оганезовна, восемь и шесть десятых минус два и восемь – это ведь пять и восемь? Или шесть и восемь? Можно на телефоне?

УЧИТЕЛЬНИЦА:
- Кто поможет? (Руткевич поднимает руку) Мила, пожалуйста.

Руткевич выходит к экрану. Садовский стоит рядом, безучастно глядя в пол. Лицо его по-прежнему не попадает в кадр.

МИЛА:
- Восемь и шесть десятых в кубе минус два и восемь десятых в кубе будет…

Касается стилусом строки ввода Excel, набирает на всплывшей экранной клавиатуре =8,6^3-2,8^3, нажимает кнопку ввода. На экране в клетке A1 появляется число 614,10. Нажимает на кнопку изменения формата – число приобретает вид 614,104).

УЧИТЕЛЬНИЦА:
- Хорошо, а дальше?

МИЛА (вводит в соседнюю клетку единицу измерения – куб.м):
- Дальше надо извлечь кубический корень из этого числа…

УЧИТЕЛЬНИЦА:
- Совершенно верно!

МИЛА (перемещает стилусом табличный курсор в клетку A2 и вводит формулу =A1^(1/3) – появляется число 8,50. Выводит ещё один десятичный знак – 8,500):
- Ответ: ровно восемь с половиной метров (дописывает единицу измерения «м» в соседнюю клетку).

УЧИТЕЛЬНИЦА:
- Молодец, Руткевич! Отлично!

АЛИСА (с места, возмущённо):
- Это как так – отлично? Задача решена неправильно!

РУТКЕВИЧ и УЧИТЕЛЬНИЦА (в один голос):
- Почему это?

УЧИТЕЛЬНИЦА:
- Решение совершенно верное…

АЛИСА (перебивая):
- Решение верное, но ответ ошибочный. И это легко доказать, не проводя никаких вычислений.

РУТКЕВИЧ (в гневе):
- Ну, докажи!

АЛИСА (сладким голосом):
- Мила, давай переведём всё в дециметры – так проще, вот увидишь. Согласно твоему решению получаем, что 85 в кубе плюс 28 в кубе равно 86 в кубе. Тебя ничего не смущает?

УЧИТЕЛЬНИЦА (смущается и краснеет):
- Так ведь это же…

РУТКЕВИЧ:
- Нисколечки. Ты хочешь сказать, компьютер неправильно посчитал?

АЛИСА:
- Мила, скажи, как здесь выдать ещё один знак после запятой?

РУТКЕВИЧ (с едва заметной усмешкой нажимает стилусом на соответствующую кнопку Excel):
- Да пожалуйста! (на экране появляется 8,4999).

АЛИСА:
- А ещё одну? (Мила выполняет; на экране 8,49990).

РУТКЕВИЧ:
- Это вычислительная ошибка! Компьютер считает очень точно, но всё же иногда округляет, а тут извлечение кубического корня…

УЧИТЕЛЬНИЦА (смущённо):
- Мила, вообще-то нет…

АЛИСА:
- И что? Берётся натуральный логарифм, делится на три, а потом вычисляется показательная функция от результата. Сколько двоичных разрядов используют ваши компьютеры для представления вещественных чисел?

САДОВСКИЙ (не выходя из глубокой задумчивости):
- Шестьдесят четыре.

АЛИСА:
- Даже если шестнадцать, как было при жизни фон Нёймана, – ошибка оказалась бы намного меньше.

ФИМА КОРОЛЁВ (с места):
- Права Мила! В учебнике ответ – восемь с половиной метров.

АЛИСА:
- Там тоже есть слово «ровно»?

УЧИТЕЛЬНИЦА (дипломатично):
- Алиса, объясни, пожалуйста, из-за чего ты решила, что ответ неточен?

АЛИСА:
- Ответ Милы противоречит великой теореме Ферма, доказанной Эндрю Уайлсом в 1994 году. Это знает любой школьник. Никакая сумма двух кубов натуральных чисел – и вообще любых степеней выше квадрата – не может быть равна той же степени натурального числа. Надо было только перевести в дециметры, и сразу видно, что такой ответ невозможен. Значит, есть погрешность.

УЧИТЕЛЬНИЦА:
- Да, погрешность, конечно, есть, но совсем небольшая!

АЛИСА (упрямо):
- Небольшая. Однако ответ «ровно восемь с половиной метров» неверен. Верен был бы ответ «примерно восемь с половиной метров» или «около восьми с половиной метров».

УЧИТЕЛЬНИЦА:
- Да, Алиса, ты права, но я (обращается к классу), тем не менее, не стану снижать оценку Миле Руткевич. Даже я не сразу догадалась применить к задаче знаменитую теорему – хотя, конечно, должна бы. (Руткевич с видом победительницы бросает уничтожающий взгляд на Алису).

АЛИСА (в ответ на вызов Руткевич; голос полон яда в её адрес):
- Нелли Оганезовна, если Миле интересно, могу рассказать принцип доказательства. (Не дожидаясь ответа, встаёт из-за парты, быстрым шагом – почти бегом – идёт к экрану, говоря на ходу) Теорема Ферма утверждает, что диофантово уравнение (пишет стилусом на интерактивной доске поверх экрана Excel формулу x^n+y^n=z^n икс в степени эн плюс игрек в степени эн равно зет в степени эн, где (пишет на доске формулу (x;y;z;n)∈N^4) вектор переменных выбирается из множества векторов натуральных чисел порядка четыре, – что такое уравнение не имеет решения при эн больше двух (пишет на доске формулу n>2⟹(x,y,z)∈∅). В её доказательстве ключевую роль сыграла теорема о модулярности, которая в то время называлась гипотезой Таниямы-Симуры-Вейля. В 1986 году Кен Рибет доказал, что эта гипотеза связана с теоремой Ферма: решение интересующего нас уравнения (показывает на доску) могло бы существовать лишь тогда, когда соответствующая ему эллиптическая кривая немодулярна. Используя идеи Эвариста Галуа, относящиеся к теории групп – те самые, которые ещё в XIX веке указали путь к решению уравнений пятой степени в общем виде – Уайлс с помощью математической индукции доказал частный случай теоремы о модулярности…

УЧИТЕЛЬНИЦА (миролюбиво):
- Достаточно, спасибо. Алиса, тебе обязательно надо участвовать в математической олимпиаде.

РУТКЕВИЧ (с высоко поднятой головой шествует к своему месту за партой):
- Вряд ли. Там нужно просто решать, без выкрутасов.

УЧИТЕЛЬНИЦА (Садовскому):
- Коля, займи своё место. (Обращается к классу) Мила, Алиса, спасибо за плодотворное обсуждение. Продолжим урок. Откройте ноутбуки… (в кадр попадают портреты над доской, они другие: Леонард Эйлер, Эндрю Уайлс, Григорий Перельман; над портретами на некоторое время появляются выноски с именами и датами жизни математиков).

Алиса открывает ноутбук и видит на экране уведомление от скайпа: «Алиса, спроси у Садовского, чему будет равна сторона куба через сто лет – он знает! Доброжелатель».

Сцена 7.4

Школьный коридор. Перемена. Дети выбегают из класса, обсуждая между собой: «Во даёт!», «Мы не проходили эту теорему», «А с квадратами всё получается – пять квадрат равно три квадрат плюс четыре квадрат», «Нелли Оганезовна, какие уравнения называются диофантовыми?». Алиса и Юля подходят к Садовскому, лицо которого камера по-прежнему не показывает зрителю.

АЛИСА:
- Коля! Говорят, ты знаешь, чему будет равна сторона куба через сто лет?

САДОВСКИЙ:
- Куба – чужая сторона, не наша. Там Че Гевара и Фидель Кастро Рус.

ЮЛЯ:
- Уже не там. Коля, можно тебе задать серьёзный вопрос? Алиса потеряла одну вещь. Наверное, кто-то её взял. Ну, например, принял по рассеянности за пенал.

САДОВСКИЙ:
- Да, эту вещь взял я, я всегда всё беру и никогда никому ничего не отдаю!

ЮЛЯ:
- Так вот, имеется возможность положить эту вещь Алисе в портфель или в парту, и…

САДОВСКИЙ (удивлённо):
- Так ты серьёзно?!

ЮЛЯ:
- Да.

САДОВСКИЙ:
- То есть ты только что обвинила меня в воровстве, да?!

ЮЛЯ:
- Нет, но…

САДОВСКИЙ:
- Потому что если б я что-то взял по ошибке, вернул бы не тайком, а открыто. И, конечно, извинился бы. Так вот, вы с Алисой не намерены сделать теперь то же самое, и немедленно?!

Камера показывает растерянные лица девочек; сцена сворачивается в выноску, которая рассыпается в пыль над головой Милы.

Сцена 7.5

Следователь в школьном классе (см. сцену 7.2). Алла Сергеевна, Марта Скрыль, Юля, Мила Руткевич, Лариса Троепольская. Входит гроссмейстер.

ДЕТИ:
- Гарри Кимович, здравствуйте! (взрослые здороваются с гроссмейстером за руку)

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Здравствуйте, Гарри Кимович. Большая удача, что вы сегодня в Москве и не заняты. (Представляется) Степанов Егор Степанович. Провожу дознание по делу о розыске гражданки Алисы Игоревны Селезнёвой… неизвестно какого года рождения.

ГРОССМЕЙСТЕР:
- Здравствуйте, Егор Степанович. Зовите меня просто Гарри. Что случилось с Алисой? Она утонула?

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- У нас пока нет ответа на этот вопрос. Явилась из ниоткуда и исчезла в никуда.

ЛАРИСА (в рифму)
- По дороге, на которой нет следа.

ЮЛЯ:
- Я дополню, Егор Степанович? Как потом выяснилось, то сообщение, насчёт Садовского, отправил Алисе Королёв. Фима запутывал следы, чтобы помочь другу.

РУТКЕВИЧ:
- В таком случае он круглый дурак.

ЛАРИСА (с улыбочкой):
- Вовсе не дурак, но он и вправду круглый.

РУТКЕВИЧ:
- Коля не нуждался в такой помощи. Он боялся не Алисы – он за неё боялся. Его-то было непросто отыскать: пираты его лица не видели. Зато видели Алису. Миелофон, пока он у Коли, был в большей безопасности. К тому же – кто знает? – пираты могли использовать шпионскую технику. На этот случай Коля держался от Алисы подальше, не выдавал себя.

ЮЛЯ:
- Да. Это Фима сам решил, что Коля скрывается от Алисы. Вот и направил её по ложному следу.

ЛАРИСА:
- И правильно! Ведь Крыс мог превращаться. Вдруг Алиса – это превратившийся Крыс?

ЮЛЯ:
- Не мог Королёв об этом знать. О способностях Крыса одна я знала, кроме Алисы. (Обращаясь к следователю) Потом все узнали, конечно же.

МИЛА:
- Вдобавок Садовского подставил. Разве так можно?

МАРТА СКРЫЛЬ:
- Про урок физкультуры Лариса расскажет?

ЛАРИСА (со вздохом):
- Придётся.

ГРОССМЕЙСТЕР:
- Извините, у меня не очень много времени. Давайте сначала я.

Сцена 7.6

Актовый зал школы. Ряды кресел сдвинуты к стенкам, в центре – столы покоем. Внутри «покоя» гроссмейстер, камера показывает сцену из-за его спины. Входят все три Коли (камера показывает лица всех троих из-за спины гроссмейстера), Фима, Боря Мессерер, Мила, Алиса, другие участники сеанса одновременной игры. Сулима (зритель, правда, не знает ещё, что он и есть Сулима), Алиса (рядом с ним), Мила и другие участники занимают места перед досками снаружи «покоя». Они играют чёрными. За спиной Сулимы болельщики – другие два Коли, Фима, Борис (пока ещё не знакомый зрителю). В кадре пять или шесть досок.

Камера меняет положение: смотрит со стороны спин школьников в лицо гроссмейстеру. Напротив гроссмейстера, на центральном столе, портрет Эмануэля Ласкера, обращённый к школьникам (выноска: Эмануэль Ласкер, чемпион мира по шахматам с 1894 по 1921 г.). Звучит, стихая, мелодия второй части «Чести шахматной короны» Высоцкого (оркестр).

Это самая сложная сцена во всём мультфильме. Нужно очень тщательно подобрать позиции для Алисы и Сулимы, взяв их из реальных партий гроссмейстерского уровня. Потребуется помощь опытных шахматистов. Требование к партии Алисы: белые начинают партию ходом e4, сдаются через один-два хода после превращения чёрной пешки в коня. Требование к партии Сулимы: белые начинают партию ходом e4; в позиции с очевидным материальным перевесом белых должен быть сделан ход …Кf6, партия должна закончиться вничью через один ход вечным шахом королю чёрных.

Гроссмейстер делает на каждой доске ход e4. Затем ускоренная съёмка: он делает несколько кругов внутри «покоя», после чего (темп съёмки возвращается к нормальному) мы видим на одной из досок позицию детского мата. Камера поднимается к лицу сгорающего от стыда проигравшего второклассника.

ГРОССМЕЙСТЕР:
- Вам мат. Извините! Может, начнём сначала?

ФИМА (второкласснику):
- Это неспортивно. Нужно уметь проигрывать.

Второклассник, забыв пожать гроссмейстеру руку, встаёт и боком-боком удаляется.

Снова ускоренная съёмка, в течение которой места за досками снаружи «покоя» одно за другим освобождаются. Когда ускоренная съёмка заканчивается, за досками остаются Сулима и Алиса. Число болельщиков у Сулимы увеличилось. Камера фокусируется на его доске, на которой как раз та самая позиция перед ходом конём.

СУЛИМА (огорчённо):
- Надо же было так накосячить!

ГРОССМЕЙСТЕР:
- Вы, молодой человек, держались молодцом. И даже сейчас, хотя материальный перевес на моей стороне, есть шанс на ничью!

СУЛИМА:
- Можно я пока не буду сдаваться? Сделаю ещё несколько ходов?

ГРОССМЕЙСТЕР молча делает ход и перемещается к доске Алисы, перед которой основательно зависает. Наконец, делает ход.

АЛИСА (гроссмейстеру, тихо):
- У меня проходная пешка (перемещает пешку на седьмую горизонталь).

ГРОССМЕЙСТЕР:
- Молодец! Мне нравится твоя игра. Правда, твой новый ферзь теперь уже безопасен. Но если б ты не увлеклась этой пешкой – вполне смогла бы добиться ничьей!

АЛИСА (удивлённо):
- Ничьей? Я не уверена…

Гроссмейстер отвечает на Алисин ход, перемещается к Сулиме – на его доске прежняя позиция; гроссмейстер ожидает хода, глядя на его доску. Болельщики наперебой подают советы Сулиме. Алиса тем временем делает ход: ставит на восьмую горизонталь коня.

ФИМА:
- Пешкой! Пешкой ходи! Да не той!

САДОВСКИЙ:
- Тузом! То есть этим… ферзём!

АЛИСА (косится на доску Сулимы):
- Конь на F6…

НАУМОВ:
- Ого! Ты посмотри, точно на F6! А если он возьмёт, то ему…

СУЛИМА (сердито):
- Не подсказывайте! Теперь-то я так уже не пойду!

МИЛА:
- Ну и зря!

ГРОССМЕЙСТЕР:
- Ну что, молодой человек, вы готовы?

МИЛА:
- Он хотел пойти конём на F6, но сомневается.

ГРОССМЕЙСТЕР:
- Одобряю! Этот тот самый ход, который даст тебе шанс.

Делает ответный ход, переходит к доске Алисы. Увидев позицию, цокает языком, качает головой. Не сделав хода, возвращается к доске Сулимы.

МИЛА:
- Ну, а теперь этим же конём…

НАУМОВ:
- Нет, ни в коем случае! Пешкой надо!

САДОВСКИЙ:
- Ферзём, ферзём ходи, ферзём!

НАУМОВ (Садовскому):
- Каким ещё ферзём? Вот сейчас как дам больно, чтоб играть не мешал!

САДОВСКИЙ (Наумову):
- Это ты мешаешь, а я поддерживаю боевой дух! Коля сам знает, как ходить.

ГРОССМЕЙСТЕР (заметно нервничая):
- Болельщиков попрошу не отвлекать своего товарища. Если вы хотите, чтобы партия закончилась вничью – не мешайте ему сосредоточиться. Очень ответственный момент.

Сулима протягивает руку к доске для следующего хода. Алиса, пользуясь тем, что болельщики заняли внимание гроссмейстера, подсказывает Сулиме очередной ход.

СУЛИМА:
- Да, я так и собирался пойти (делает ход).

ГРОССМЕЙСТЕР (так и не сделав ход на Алисиной доске):
- Пошёл? Ух ты, молодец! Этого хода я опасался. Шах! (делает ход).

МИЛА (перепуганно):
- Ой, батюшки!

Сулима делает ход, защищается от шаха.

ГРОССМЕЙСТЕР:
- Шах!

СУЛИМА:
- Ничья вечным шахом?

ГРОССМЕЙСТЕР:
- Если играть честно, не рассчитывая на твою возможную ошибку, то мне в этом положении больше ничего не остаётся. Ничья! (рукопожатие).

МИЛА:
- Ура! У Коли ничья с гроссмейстером!

ФИМА:
- Ничья, равная победе! Я с самого начала знал, что он победит!

МИЛА:
- Откуда?

САДОВСКИЙ:
- Он съездил в будущее и узнал там исход партии!

АЛИСА вопросительно смотрит на счастливого Сулиму, потом на Садовского. Спрашивает Садовского как бы в шутку:
- Он сам рассказал?

САДОВСКИЙ:
- Конечно! Мы вместе собрали машину времени из детского велосипеда и двух процессоров Z80. Королёв побывал в завтрашнем дне и чудом вернулся живым, а потом на неё забралась его племянница-трёхлетка, и с тех пор её никто больше не видел. Наверное, она встретила себя взрослую и решила себя удочерить.

ГРОССМЕЙСТЕР (делает, наконец, ход на Алисиной доске – Алиса сразу же отвечает):
- Да, я увлёкся.

АЛИСА (примирительно):
- Удивительно, как вы держите в голове сразу столько позиций! Я бы так никогда не смогла!

ГРОССМЕЙСТЕР (делает следующий ход, Алиса опять отвечает не задумываясь):
- Ты не права, девочка…

МИЛА (поняв эти слова по-своему):
- Ой, батюшки! (огорчённо) Ребята, всё, Алиса проиграла! (все, кроме Алисы, Бориса, гроссмейстера и самой Милы, услышав эту новость, покидают зал).

ГРОССМЕЙСТЕР (Миле):
- Да, партия подошла к концу, только проиграла не Алиса. Сдаюсь. (Жмёт руку Алисе).

МИЛА (ошарашенно):
- Супердевочка!

БОРИС (над ним выноска с текстом: «Боря Мессерер, одноклассник Юли и Алисы»):
- Ура! Молодец, Алиска! Приз лучшему шахматисту турнира, учреждённый Борисом Мессерером, выиграла ты! Держи! (протягивает Алисе карандашный рисунок – её портрет в шахматной короне, напоминающий тенниеловскую Белую Королеву).

АЛИСА (улыбается):
- Спасибо! Не очень похоже, но…

БОРИС:
- Но зато от души!

АЛИСА:
- Только не я лучшая. На месте гроссмейстера я бы половину партий проиграла.

ГРОССМЕЙСТЕР:
- Вообще-то я держал в голове только две. За остальные не нужно было беспокоиться.

В кадре шахматная доска с проигрышной позицией белых и портрет Ласкера. Голос гроссмейстера разъясняет, почему в этой позиции нет шансов избежать поражения; тем временем лицо Ласкера на портрете на глазах трансформируется в лицо Анатолия Карпова (появляется выноска: Анатолий Карпов, чемпион мира по шахматам в 1975–1985 г.).

*****КОНЕЦ ЭПИЗОДА 7*****

Титры в сопровождении мелодии второй части «Чести шахматной короны» (оркестр).