Литературный сценарий
мультипликационного фильма
по мотивам повести Кира Булычёва
«Сто лет тому вперёд»
Автор сценария – Н. Светлов
© Н. Светлов, 2019
© Проект romantiki.ru, 2019
Титры на фоне кадров последних минут Коли в будущем (вечерний пейзаж сквозь стекло вестибюля Института времени). Звучит пиратская музыкальная тема на мотив песни Окуджавы «Когда воротимся мы в Портленд».
Лестничная площадка квартир Наумовых и Николая Николаевича. Дверь второй из них распахивается, оттуда выскакивает как ошпаренный Наумов с миелофоном в руке. С третьей попытки попадает ключом в замочную скважину своей двери и, судя по звуку, запирается изнутри. Соседская дверь так и осталась открытой настежь.
Прихожая квартиры Наумовых. Коля, прильнувший к дверному глазку. Камера фокусируется на глазке и заглядывает в него как бы глазом Наумова. Зритель видит изображение лестничной клетки, искажённое линзой. Из распахнутой двери выскакивает Алиса. Быстро осматривается. Бросает взгляд на пол, на перила – ищет какие-нибудь следы. Стремительно спускается по лестнице и исчезает.
Камера возвращается в прихожую, показывает Наумова со спины.
В выноске текстом мысли Наумова, по-прежнему прильнувшего к глазку. Их озвучивает диктор.
ДИКТОР (голосом Наумова):
- Вот те на! Где воры? Вдруг в засаде? Как вернуть миелофон? (думает) Ждать Алису. Должна ж она вернуться.
Камера снова показывает изображение через дверной глазок. Из квартиры Николая Николаевича появляются пираты, быстро оглядываются и, не теряя времени, бросаются вниз по лестнице.
Наумов с бешено стучащим сердцем (озвучка) тут же отпирает дверь, проскальзывает в квартиру Николая Николаевича (звучит музыкальная тема битвы из мультфильма «Драконы подземелий»), бросается к перевёрнутому гранёному стакану, заглядывает внутрь – и видит на пульте мигающую надпись: «Авария!»
БОТ МАШИНЫ ВРЕМЕНИ:
- Машина времени неисправна. Машина времени вышла из строя. Превышен максимально допустимый вес пилота. (С горечью) Машина подчинилась человеку…
Делать нечего – Наумов возвращается восвояси. Зритель видит ключи от соседской квартиры, забытые на комоде, прямо возле фрегата. Входная дверь захлопывается. Наумов, вспомнив о ключах, дёргает за ручку двери, машет рукой и возвращается домой.
Москва, Большой Афанасьевский переулок, место к северу от Сивцева Вражка, вблизи пересечения с ним. Поздняя осень, оттепель, сильный ветер, слякоть от противогололёдного реагента. Лихо тормозит свернувший с Сивцева Вражка полицейский автомобиль с выключенными мигалками. Из машины выходят следователь (из левой передней двери; одет в штатское, по погоде); врач скорой помощи в шубе из дешёвого меха нараспашку, под которой белый халат (выноска: Иван Ильич, врач неотложки); Фима Королёв в тёплой куртке с меховым воротником. По переулку проезжает троллейбус (это анахронизм: троллейбусы там давно уже не ходят).
ВРАЧ:
- Вот здесь это произошло. Она была без сознания, но ничего
серьёзного. Амнезия – неожиданность для меня! Удивлён. Даже первая помощь не
понадобилась. Мы лишь доставили пострадавшую в ближайшую больницу.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (искренне, с чувством):
- Иван Ильич, очень вам признателен, что согласились помочь. Пожалуйста,
расскажите всё, что помните, как можно подробней.
ВРАЧ:
- По очевидной причине о самой аварии рассказать не могу…
ФИМА:
- Я могу!
СЛЕДОВАТЕЛЬ (игнорируя Фиму):
- С водителем я беседовал, но, вы понимаете, он не может быть непредвзятым.
Он был напуган до смерти! Заявил, будто девочка возникла словно из ниоткуда. Нигде вокруг её не было – и вот! Ну, а случайных свидетелей
разыскать крайне сложно. Но когда ваша машина подъехала, ведь вам они, наверное,
что-то рассказали?
ВРАЧ:
- Хорошо. Я понял.
ФИМА (тараторит):
- Я подскажу, если вы чего-то не помните. Наумов, вернувшись, тут же
спрятался дома. Алиса понеслась сюда: ей почудилось в сумерках, что Коля
переходит на ту сторону (указывает рукой направление). Пираты здесь не
пробегали. Иначе водитель и врач их бы увидели. Куда они направились – никто не
знает, но я б на их месте разделился…
СЛЕДОВАТЕЛЬ (устало):
- Фима, пожалуйста, не задерживай врача (включает диктофон).
То же место, но весной. Сумерки, фонари, растущий месяц чуть больше первой четверти (камера смотрит с севера на юг). Деревья ещё голые, но погода довольно тёплая – это видно по одеждам прохожих (ветровки, лёгкие куртки, свитера). Лавируя между прохожими, со скоростью заправского спринтера несётся по правому тротуару по направлению к Сивцеву Вражку Алиса. Она одета в короткие шорты и свою любимую полосатую тенниску, хорошо известную по рисункам Мигунова. По другую сторону переулка маячит затылок, похожий на Колин: возможно, Алиса увидела со спины случайно оказавшегося здесь Сулиму или Садовского. Чтоб не потерять из вида обладателя затылка, девочка бросается наперерез троллейбусу, движущемуся во встречном направлении, но спотыкается об уступ в асфальтовом покрытии (идёт ремонт дороги), троллейбус не успевает затормозить и задевает лоб падающей Алисы. Отброшенная ударом, Алиса падает на асфальт лицом вверх. Она без сознания. Выскакивает водитель, крича что-то в мобильник. Собираются зеваки. Подъезжают скорая и ДПС. Санитар и уже знакомый нам врач укладывают Алису на носилки, заносят в машину. Скорая отъезжает – и застревает у перекрёстка в пробке, безуспешно сигналя.
То же место, поздняя осень. Полицейская машина, следователь, врач скорой, Фима.
ВРАЧ (следователю):
- Переломов у пострадавшей я не нашёл. Определил сотрясение мозга и сильный
ушиб.
ФИМА (влезая между собеседниками):
- Её, значит, увезли на неотложке, а Наумов хотел вернуться в будущее, но не
смог…
СЛЕДОВАТЕЛЬ (глядя вдоль переулка в сторону Сивцева Вражка):
- Ага, вот, надо полагать, и Ниткин! (Показывает рукой в направлении
подъезжающего такси; обращается к врачу) Иван Ильич, спасибо вам большое! Если
что, позвоню.
ВРАЧ:
- Всегда рад помочь! Хорошего дня!
ФИМА (торопливо):
- …Потому что вес Весельчака У оказался не по силам машине времени! Она
сломалась и отрезала обратный путь всем четверым!
СЛЕДОВАТЕЛЬ (врачу):
- Спасибо! Я вас подвезу.
На такси подъезжает знаменитый режиссёр Ниткин, очень похожий на Остапа Бендера в исполнении Андрея Миронова – в белом шарфе в красную полоску, в белом демисезонном пальто и без носков под штиблетами (снять так, чтобы это было заметно только очень внимательному зрителю). Все четверо усаживаются в полицейскую машину, и та уезжает.
Салон полицейского автомобиля. За рулём следователь, справа от него режиссёр Ниткин. За окнами мелькают московские пейзажи по пути от Сивцева Вражка к Патриаршим прудам. Машина останавливается сразу за Арбатской площадью. Следователь за руку прощается с врачом. Фима тоже протягивает руку с заднего сиденья, следователь как-то без энтузиазма жмёт её. Врач и Фима выходят, машина отъезжает.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (с искренним обожанием):
- Эдуард Родионович! Огромнейшее вам спасибо, что снизошли с
кинематографического Олимпа и согласились нам помочь!
НИТКИН:
- По́лно! Что за вздор! Помимо гражданского долга, у меня свои интересы в
этом деле.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (удивлённо):
- Да?
НИТКИН:
- Среди объявленных в розыск – лучший дублёр всех времён и народов! Он просто
колдун! Право же, если он не захочет найтись – найти его будет, пожалуй,
нелегко!
СЛЕДОВАТЕЛЬ (встревоженно):
- Почему это?
НИТКИН:
- Слушайте!
Патриаршие пруды. Жаркий апрельский день на исходе. Солнце клонится к западу. Киносъёмочный антураж – кабели, софиты, треноги. Ниткин (в той же одежде, только вместо демисезонного пальто – белая тенниска). Двое артистов странного вида – один в узком клетчатом пиджаке и треснувшем пенсне, другой одноглазый, с гнилыми зубами и торчащим изо рта клыком. Толстенный ленивый чёрный кот.
НИТКИН:
- Мессир! Где мессир, я вас спрашиваю?
АРТИСТКА (похожая на Геллу, но одетая):
- Воланд болен. У него мигрень. (Недовольно) У него всегда как полнолуние,
так мигрень.
НИТКИН (достаёт мобильник в золотом корпусе):
- Иван Семёнович! Дорогой, милый, всеми любимый вы наш мессир! Вся группа вас
ждёт! Нельзя же так подводить! (грустно) Вы меня без ножа режете… (убирает
смартфон, сокрушённо обращается к артистам) Всё, расходимся. День пропал.
Появляется Крыс (в облике Алика Борисовича, в белом халате и красном шарфе).
КРЫС (заискивающе):
- У вас проблемы, Эдуард Родионович?
НИТКИН:
- Да, да, у меня проблемы. Вы врач, это очень кстати. Сможете вылечить
мигрень за пятнадцать минут?
КРЫС:
- Да, я могу. Но раз и навсегда. Я врач-убийца.
НИТКИН:
- Да что вы?
КРЫС:
- Кстати, объясните мне, как резать без ножа. У меня обширная коллекция
пыток, буду рад пополнить.
НИТКИН:
- Простите, мне сейчас не до шуток. Мне срочно нужен Воланд.
КРЫС:
- Нечистый?
НИТКИН:
- Какой угодно. Главное – похожий (показывает фото на экране
мобильника). Причём срочно. И чтоб обязательно талантливый!
КРЫС (перевоплощаясь в Воланда: один глаз чёрный, другой зелёный):
- Такой, что ль?
НИТКИН (ошалело):
- Ну, примерно такой. Только повыше.
КРЫС (подрастает):
- Сойдёт?
НИТКИН (восхищённо):
- Магия бессмертна! Как вы это делаете?
КРЫС:
- Патент №53456. Охраняется межпланетными договорами. Имейте в виду: мои
услуги стоят баснословных денег!
НИТКИН:
- Баснословных у нас в бюджете нет… (Крыс разворачивается и молча идёт прочь)
Постойте! Я заложу дом на Рублёвке! Заложу картины и кров… (до конца сцены
звучит мелодия «Миллион алых роз»; на заднем плане артистка с букетом в руках).
КРЫС (оборачивается и принимает облик, похожий на Никиту Михалкова.
Безупречный белый костюм, красный шарф):
- Заверяю вас: эти средства до последней копейки будут потрачены на поддержку
талантов!
НИТКИН (не очень радостно):
- Давайте будем нести искусство людям! (Жмёт руку Крысу).
КРЫС (в сторону):
- Разве мы с Весельчаком не таланты?
Кабинет генерала. Генерал, следователь.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (взбудораженно):
- Товарищ генерал, я только что с Патриарших прудов. Совершенно обескуражен.
Ниткин – целый Ниткин! – подтвердил, что видел этого Крыса и даже познакомился с
ним!
ГЕНЕРАЛ:
- Ниткин?! (Сокрушённо) Какая досада!
СЛЕДОВАТЕЛЬ (не заметив реакции генерала, с отчаянием в голосе):
- Ну кто его
просил! Только-только выстроилось обоснование, что оба так называемых пирата
никогда не существовали, что они просто детские фантазии. Никого, абсолютно
никого похожего на Крыса, воспроизведённого системой… ммм… «Анискин» – никого
похожего не было зафиксировано ни одной камерой видеонаблюдения! Двоих
фигурантов можно было смело вычёркивать!
ГЕНЕРАЛ:
- Как двоих? Почему?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Весельчака тоже. «Анискин» изобразил его в чёрных очках, помните? На снимках с камер нашлось более семидесяти человек, похожих на него комплекцией. Один
из них то и дело сопровождал Александра Борисовича – врача, лечившего Грибкову.
Я, конечно же, съездил в больницу и показал снимки. Врач сказал, что это вполне
мог быть кто-то из его пациентов.
ГЕНЕРАЛ:
- Ладно, допустим. Но есть же заявления от граждан, есть показания по
горячим следам!
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Думаю, эти граждане никого и ничего не видели. Поверили детям, их
рассказам. И хорошо, что поверили: чрезмерная бдительность лучше недостаточной.
Это наше дело – выяснить, а были ли пираты, а была ли девочка.
ГЕНЕРАЛ:
- Вот именно!
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Или же они поверили кому-то из взрослых заинтересованных лиц – допустим,
Николаю Николаевичу. (Понизив голос) Вдруг Николай Николаевич, Крыс и Весельчак
У – одно и то же лицо? Сосед Наумовых крайне подозрителен! Холост, детей нет,
без определённых занятий. Даже подоходный налог ему не начислялся, кроме
налога на самозанятых.
ГЕНЕРАЛ:
- Очень интересно! Понятия не имел о таких подробностях. Почему мне не
доложили до сих пор? Да, и скажите, пожалуйста, как это вы без санкции суда
добыли данные о налогах?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Виноват, товарищ генерал. (Смущённо) Малость превысил полномочия. В
интересах дела. Влез в компьютер разыскиваемого. Браузер помнил пароль. В деле
всё это есть – думал, вы ознакомитесь…
ГЕНЕРАЛ (тоже смущённо):
- В целом ознакомился, но… Но вернёмся к Ниткину.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Товарищ генерал, представьте себе, Ниткин подтверждает способность Крыса к
перевоплощению! Мол, тот ссылался на какой-то патент…
ГЕНЕРАЛ:
- Номер 53456.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (с подозрением):
- Вы в курсе? Ниткина кто-то допрашивал без меня?
ГЕНЕРАЛ (игнорируя вопрос):
- Увы, я опоздал!
СЛЕДОВАТЕЛЬ (ошарашенно):
- Куда?
ГЕНЕРАЛ:
- Я опоздал! Обязан был предупредить вас, Егор Степанович, чтобы вы ни в коем
случае не допрашивали Ниткина! Теперь вы его спугнули.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Ничего не понимаю!
ГЕНЕРАЛ:
- В одном отношении нам крупно повезло. В тот час небывало жаркого заката одна из
кинокамер на съёмочной площадке оказалась не выключена.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Вы отправили опергруппу в студию Ниткина?
ГЕНЕРАЛ (кивает):
- Ещё по горячим следам кто-то из детей – Лариса, кажется — упоминала,
будто видела Крыса в облике князя тьмы. А кто, спрашивается, аккурат по весне
снимал сагу об оном князе? Самого Ниткина в студии, по счастью, не оказалось, но
операторы дали показания и поделились видеозаписью. Теперь смотрите!
Разворачивает к следователю ноутбук со стоящим на паузе медиаплеером – в его окне кадр рукопожатия Ниткина и Крыса. Следователь снимает его с паузы. Экран ноутбука, приближаясь, занимает кадр целиком.
Продолжение сцены 6.7: киносъёмочная площадка на Патриарших прудах; закат; жара, не свойственная апрелю; стремительные чёрные птицы в небе.
НИТКИН (обращается к артисту в клетчатом пиджаке, на глазах слёзы):
- Всё. Я полностью разорён. Но не мог поступить иначе!
АРТИСТ (утирая пот со лба):
- Эдуард Родионович, эк вы погорячились. Подумаешь, несколько дней! Через
месяц-другой полнолуние пройдёт, мессир поправится…
Крыс (в облике Михалкова) хохочет в кулак.
АРТИСТ (Крысу):
- Что?
КРЫС:
- Да так, ничего. Помимо Талии, бывает ещё Урания. Она поражена до глубины души.
АРТИСТ:
- Ничего не понимаю!
КРЫС:
- Это не по вашему профилю. Не вам управлять звездолётом с весёлым роджером на
гроте!
НИТКИН (обращаясь к артисту, несколько театрально):
- Через месяц-другой? Нет, это невозможно. Такой день не повторится ни-ког-да.
(На ветку грузно усаживается узнаваемый ворон, заняв собой чуть ли не шестую
часть кадра). Сегодня всё как надо: закат, жара, птицы (указывает на ворона)! Завтра
пойдут дожди. (Уныло) Вы видели прогноз?
КРЫС (встревоженно):
- Дорогой коллега, как же вы собираетесь расплачиваться, если вдруг
разоритесь? Так, дорогой, дела не делаются!
НИТКИН:
- Хнык!
КРЫС:
- У меня есть альтернативное предложение, и оно выгодней нам обоим. Вас оно спасёт от
непосильного финансового бремени, а меня – э… кое от каких жизненных проблем.
Предлагаю забыть счёты! (Шепчет режиссёру на ухо; с этого момента снова негромко
звучит музыкальная тема сражения из мультфильма «Драконы подземелий»; громкость постепенно нарастает). И в таком
случае я готов потрудиться на ниве искусства всего лишь за ползарплаты владыки
преисподней.
НИТКИН (меняется в лице):
- Нет, нет, я не готов! Это надо хорошенько обдумать!
КРЫС (строго):
- Вы не романтик?
НИТКИН (бледный как снег):
- Н–нет… Нет!
КРЫС:
- А в случае отказа…
НИТКИН (быстро):
- Согласен! (Со вздохом) У меня нет выбора (мелодия обрывается).
КРЫС (издеваясь):
- Ну, вообще-то есть. Картины и кров… (до конца эпизода звучит
мелодия «Миллион алых роз»)
НИТКИН (прячет глаза):
- Невозможно! Лишить крова семью, бедных детишек…
АРТИСТ (шёпотом):
- У каждого из которых по особняку на Рублёвке…
КРЫС (весело):
- Что ж, тогда по рукам! (Ударяют по рукам; попавшие в кадр морды статуй
персонажей Крылова на Патриарших прудах на полсекунды превращаются в черепа со
скрещенными под ними костями, а низкое солнце над домами и облака, в которые оно
садится, становятся кроваво-красными. В петлице безупречного белого костюма
Крыса появляется крупный значок: на чёрном фоне белая кинокамера со скрещенными костями под
ней. Такой же значок возникает в петлице костюма Ниткина).
НИТКИН (глядя в небо, восхищённо):
- Потрясающе! Это просто потрясающе! Вот какое небо нужно для этой сцены! Все
по местам! Дубль один! Камера! (на площадке начинается суета).
КРЫС (угрожающе):
- Не забывайте, Ниткин: у магии руки длинные!
НИТКИН (заискивающе):
- Давайте будем нести искусство людям!
Камера фокусируется на значке Ниткина и увеличивает его на весь экран, превращая в пиратский флаг со смеющимся «весёлым Роджером».
Титры на фоне панорамы небывало жаркого заката и киносъёмочного антуража в сопровождении мелодии «Миллион алых роз».