Литературный сценарий
мультипликационного фильма
по мотивам повести Кира Булычёва
«Сто лет тому вперёд»
Автор сценария – Н. Светлов
© Н. Светлов, 2019
© Проект romantiki.ru, 2019
Титры на фоне кадров последних минут Коли в будущем (вечерний пейзаж сквозь стекло вестибюля Института времени). Звучит пиратская музыкальная тема на мотив песни Окуджавы «Когда воротимся мы в Портленд».
Лестничная площадка квартир Наумовых и Николая Николаевича. Из квартиры Николая Николаевича выскакивает как ошпаренный Наумов с миелофоном в руке, оставив дверь соседа нараспашку. С третьей попытки попадает ключом в замочную скважину своей двери и, судя по звуку, запирается изнутри.
Прихожая квартиры Наумовых. Наумов, прильнувший к дверному глазку. Камера фокусируется на дверном глазке и заглядывает в него как бы глазами Наумова. Изображение лестничной клетки, искажённое оптикой глазка. Из двери квартиры Николая Николаевича выбегает Алиса. Быстро осматривается. Бросает взгляд на пол, на перила – пытается найти какие-нибудь следы. Стремительно спускается по лестнице и исчезает.
Камера возвращается в прихожую, показывает Наумова со спины.
В выноске текстом мысли Наумова, по-прежнему прильнувшего к глазку. Их озвучивает диктор.
ДИКТОР (голосом Наумова):
- Вот те на! Где же воры? Как теперь вернуть миелофон? Вдруг они в засаде у
машины времени? (думает) Эврика! Дождусь Алису. Вернётся – отдам прибор,
предупрежу о засаде. А там посмотрим.
Камера снова показывает изображение через дверной глазок. Из квартиры Николая Николаевича появляются пираты и, не теряя времени, бросаются вниз по лестнице.
Наумов с бешено стучащим сердцем (озвучка) отпирает дверь, проскальзывает в квартиру Николая Николаевича (звучит музыкальная тема битвы из мультфильма «Драконы подземелий»), бросается к перевёрнутому гранёному стакану, заглядывает внутрь – и видит на пульте мигающую надпись: «Авария!»
БОТ МАШИНЫ ВРЕМЕНИ:
- Машина времени неисправна. Машина времени вышла из строя из-за превышения
максимально допустимого веса пилота. (Печально) Машина подчинилась человеку…
Делать нечего – Наумов покидает квартиру соседа. Камера показывает, что ключи от квартиры Николая Николаевича остались на комоде, прямо возле фрегата, а входная дверь захлопывается. Наумов, поняв, что забыл ключи, дёргает за ручку двери, машет рукой и возвращается домой.
Москва, Большой Афанасьевский переулок, поздняя осень, оттепель, сильный ветер, слякоть. Лихо тормозит подъехавший со стороны Сивцева Вражка полицейский автомобиль с выключенными мигалками. Из машины выходят следователь (из левой передней двери; одет в штатское, по погоде); врач скорой помощи в шубе из дешёвого меха нараспашку, под которой белый халат (выноска: Иван Ильич, врач неотложки); Фима Королёв в тёплой куртке с меховым воротником. По переулку проезжает троллейбус (это анахронизм: троллейбусы там давно уже не ходят).
ВРАЧ:
- Вот здесь это произошло. Девочка была без сознания, но ничего серьёзного.
Очень удивился, узнав от вас об амнезии! Доставили в районную больницу.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (искренне, с чувством):
- Иван Ильич, очень вам признателен, что согласились помочь. Пожалуйста,
расскажите всё, что помните, как можно подробней.
ВРАЧ:
- По очевидной причине не могу рассказать о самой аварии…
ФИМА:
- Я могу!
СЛЕДОВАТЕЛЬ (игнорируя Фиму):
- Я беседовал с водителем, но, вы понимаете, он не может быть непредвзятым. Он
был напуган до смерти! Заявил, будто девочка появилась перед троллейбусом словно
из ниоткуда. Нигде вокруг её не было – и вот! Ну, а случайных свидетелей
разыскать крайне сложно. Но когда ваша машина приехала, вам они, наверное,
что-то рассказали?
ВРАЧ:
- Хорошо. Я понял.
ФИМА (тараторит):
- Я подскажу, если вы чего-то не помните. Наумов, вернувшись, сразу же спрятался
до́ма. Алиса понеслась сюда: ей почудилось – в сумерках, – что Коля переходит на
ту сторону (указывает рукой направление). Пираты здесь не пробегали, иначе
водитель и врач их бы увидели. Куда они направились – никто не знает, но я бы на
их месте разделился…
СЛЕДОВАТЕЛЬ (устало):
- Фима, пожалуйста, не задерживай врача (включает диктофон).
То же место, но весной. Сумерки, фонари, растущий месяц чуть больше первой четверти (камера смотрит с севера на юг). Деревья ещё голые, но погода довольно тёплая – это видно по одеждам прохожих (ветровки, лёгкие куртки, свитера). Лавируя между прохожими, со скоростью заправского спринтера несётся по правому тротуару Алиса, одетая в короткие шорты и свою любимую полосатую водолазку, хорошо известную по рисункам Мигунова. По другую сторону переулка маячит затылок, похожий на Колин (вполне возможно, что Алиса увидела со спины случайно оказавшегося здесь Сулиму или Садовского). Алиса, чтоб не потерять из вида обладателя затылка, бросается наперерез троллейбусу, но спотыкается об уступ в асфальтовом покрытии (идёт ремонт дороги), троллейбус не успевает затормозить и задевает лоб падающей Алисы. Отброшенная ударом, Алиса падает на асфальт лицом вверх. Она без сознания. Выскакивает водитель, крича что-то в мобильник. Собирается толпа. Подъезжают скорая и ДПС. Санитар и уже знакомый нам врач укладывают Алису на носилки, заносят их в скорую. Скорая отъезжает – и застревает в глухой пробке, безуспешно сигналя.
То же место, поздняя осень, полицейская машина, следователь, врач скорой, Фима.
ВРАЧ (следователю):
- Переломов у пострадавшей я не нашёл. Определил сотрясение мозга и сильный
ушиб.
ФИМА (влезая между собеседниками):
- …Вот, её, значит, увезли на неотложке, а Наумов хотел вернуться в будущее, но
не смог…
СЛЕДОВАТЕЛЬ (глядя вдоль переулка в сторону Сивцева Вражка):
- Ага, вот, надо полагать, и Ниткин! (Показывает рукой в направлении
подъезжающего такси; обращается к врачу) Иван Ильич, спасибо вам большое! Если
что, позвоню.
ВРАЧ:
- Всегда рад помочь! Хорошего дня!
ФИМА (торопливо):
- …Потому что вес Весельчака У оказался не по силам машине времени! Она
сломалась и отрезала обратный путь всем четверым!
СЛЕДОВАТЕЛЬ (врачу):
- Спасибо! Я вас подвезу.
На такси подъезжает знаменитый режиссёр Ниткин, очень похожий на Остапа Бендера – в белом шарфе в красную полоску, в белом демисезонном пальто, в белой фуражке и без носков под штиблетами (снять так, чтобы это было заметно только очень внимательному зрителю). Все четверо усаживаются в полицейскую машину, и та уезжает.
Салон полицейского автомобиля. За рулём следователь, справа от него режиссёр Ниткин. За окнами мелькают московские пейзажи по пути от Сивцева Вражка к Патриаршим прудам. Машина останавливается сразу за Арбатской площадью. Следователь за руку прощается с врачом. Фима тоже протягивает руку с заднего сиденья, следователь как-то без энтузиазма жмёт её. Врач и Фима выходят, машина отъезжает.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (с искренним обожанием):
- Эдуард Родионович! Огромнейшее вам спасибо, что снизошли с
кинематографического Олимпа и согласились нам помочь!
НИТКИН:
- По́лно! Что за вздор! Помимо гражданского долга, у меня свои интересы в этом
деле.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (удивлённо):
- Да?
НИТКИН:
- Среди объявленных в розыск – лучший дублёр всех времён и народов! Он просто
колдун! Право же, если он не захочет найтись – найти его будет, пожалуй,
нелегко!
СЛЕДОВАТЕЛЬ (встревоженно):
- Почему это?
НИТКИН:
- Слушайте!
Патриаршие пруды. Жаркий апрельский день на исходе. Солнце клонится к западу. Киносъёмочный антураж – кабели, софиты, треноги. Ниткин (в той же одежде, только вместо демисезонного пальто – белая тенниска). Двое артистов странного вида – один в узком клетчатом пиджаке и треснувшем пенсне, другой одноглазый, с гнилыми зубами и торчащим изо рта клыком. Толстенный ленивый чёрный кот.
НИТКИН:
- Мессир! Где мессир, я вас спрашиваю?
АРТИСТКА:
- Воланд болен. У него мигрень. (Недовольно) У него всегда как полнолуние, так
мигрень.
НИТКИН (достаёт мобильник в золотом корпусе):
- Иван Семёнович! Дорогой, милый, всеми любимый вы наш мессир! Вся группа вас
ждёт! Нельзя же так подводить! (грустно) Вы меня без ножа режете… (убирает
смартфон, обращается к артистам) Всё, расходимся. День пропал.
Появляется Крыс (в облике Алика Борисовича, в белом халате и красном шарфе).
КРЫС (заискивающе):
- У вас проблемы, Эдуард Родионович?
НИТКИН:
- Да, да, у меня проблемы. Вы врач, это очень кстати. Сможете вылечить мигрень
за пятнадцать минут?
КРЫС:
- Да, могу. Но раз и навсегда. Я врач-убийца.
НИТКИН:
- Да что вы?
КРЫС:
- Кстати, объясните мне, как резать без ножа. У меня обширная коллекция пыток,
рад буду пополнить.
НИТКИН:
- Простите, мне сейчас не до шуток. Мне срочно нужен Воланд.
КРЫС:
- Нечистый?
НИТКИН:
- Какой угодно. Нужен артист, похожий на Воланда (показывает фото на экране
мобильника). Причём срочно. И чтоб обязательно талантливый!
КРЫС (перевоплощаясь в Воланда: один глаз чёрный, другой зелёный):
- Такой, что ли?
НИТКИН (ошалело):
- Ну, примерно такой. Только повыше.
КРЫС (подрастает):
- Сойдёт?
НИТКИН (восхищённо):
- Магия бессмертна! Как вы это делаете?
КРЫС:
- Патент №53456. Охраняется межпланетными договорами. Имейте в виду: мои услуги
стоят баснословных денег!
НИТКИН:
- Баснословных у нас в бюджете нет… (Крыс разворачивается и молча идёт прочь)
Постойте! Я заложу дом на Рублёвке! Заложу картины и кров… (звучит
соответствующая мелодия).
КРЫС (оборачивается и принимает облик, похожий на Никиту Михалкова.
Безупречный белый костюм, красный шарф):
- Заверяю вас: эти средства до последней копейки будут израсходованы на
поддержку талантов!
НИТКИН:
- Давайте будем нести искусство людям! (Жмёт руку Крысу).
КРЫС (в сторону):
- Разве мы с Весельчаком не таланты?
Титры в сопровождении мелодии «Миллион алых роз».