Следствие зашло в тупик

Литературный сценарий мультипликационного фильма
по мотивам повести Кира Булычёва
«Сто лет тому вперёд»

Автор сценария – Н. Светлов
© Н. Светлов, 2019
© Проект romantiki.ru, 2019

Эпизод 4
«Как ты прыгала через забор?»

Кадры Москвы сегодняшней (рисованные) с высоты птичьего полёта под аккорды песни Высоцкого «Побег на рывок» (дуэт гитар). На этом фоне появляется слово «ТУПИК» крупным шрифтом. Оно, уменьшаясь в размере, смещается в нижнюю половину экрана, а на верхней проступают слова «СЛЕДСТВИЕ ВЕДЁТ В». Титры тают, на их месте появляются номер и название эпизода.

Сцена 4.1

Кабинет генерала. Генерал и следователь.

ГЕНЕРАЛ (неприветливо):
- Ну, Егор Степанович, что там у вас?

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- У нас побег! (Генерал шокирован, закрывает рукой лицо) Вот! (Следователь подаёт генералу флешку). Видеоролик, сгенерированный криминалистической нейросетью «Алискин»…

ГЕНЕРАЛ (машинально поправляет):
- Не «Алискин», а «Анискин». Аналитический искусственный интеллект.

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Виноват, товарищ генерал. Заработался. Там всё, что удалось восстановить по показаниям медперсонала и пациентов. Не могу ручаться за точность всех деталей.

ГЕНЕРАЛ:
- Стоило ли тратить время на эту анимацию? Разве она подскажет, где искать людей?

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Нет, но…

ГЕНЕРАЛ (нетерпеливо):
- Что?

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Там фигурирует пресловутый Крыс с планеты Кро́крыс. На основании свидетельских показаний воссоздан его вероятный облик.

ГЕНЕРАЛ:
- Добро. Это зацепка. Он действительно похож на врача, лечившего Алису? На Александра… э…

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Борисовича. Нет, абсолютно не похож. Но показаниям детей я не доверяю. Совершенно! Если угодно говорить о тщетных тратах времени – так это как раз допросы детворы.

ГЕНЕРАЛ (приказным тоном):
- С детьми продолжайте работать.

СЛЕДОВАТЕЛЬ (без энтузиазма):
- Я работаю…

ГЕНЕРАЛ:
- Егор Степанович, только вот не делайте вид, будто разучились добывать достоверные показания! Лжец не может не противоречить сам себе! Загоняйте их в угол, ловите на слове, сорвите покровы лжи холодной и беспощадной логикой! Отсейте противоречивые показания – и в решете дознания останется истина, простая, как голубь, и мудрая, как змий.

СЛЕДОВАТЕЛЬ (удручённо):
- Совсем ничего не остаётся.

Генерал вставляет флешку в ноутбук; камера наезжает на экран ноутбука, расширяя его на весь кадр.

Сцена 4.2

Больничный бокс. Утро. Юля, Алиса.

АЛИСА (обрадованно):
- Так, значит, ты учишься в шестом «Б» классе?

ЮЛЯ:
- Да, и не вижу в этом причин для радости.

АЛИСА (с надеждой):
- Школа номер 26?

ЮЛЯ:
- Разумеется. Больница районная, и школа в двух шагах отсюда.

АЛИСА (с облегчением):
- Наконец-то мне повезло!

ЮЛЯ:
- ММ?

АЛИСА:
- Ты должна помочь мне найти Колю из шестого «Б» класса 26-й школы.

ЮЛЯ:
- Да пожалуйста, только у нас в классе три Коли. Сулима, Наумов и особенно Садовский. Тебе который нужен?

(В выноске картинка: рубашки трёх игральных карт с изображениями одинаковых мальчишечьих затылков, неотличимых от ранее виденного зрителем затылка Наумова. Карты переворачиваются лицевой стороной – и мы видим на них три разных лица: у Наумова волосы спереди темнее, чем на затылке, у Садовского они рыжие и слегка кучерявые, у Сулимы – более светлые и наличествует чёлка; однако кто из них кто – остаётся неизвестным зрителю).

АЛИСА (озабоченно):
- Целых три Коли… Это всё осложняет.

ЮЛЯ:
- Как он выглядит?

АЛИСА:
- Понятия не имею. Я его никогда не видела.

ЮЛЯ:
- Алиса, не говори загадками!

АЛИСА:
- Я тебе всё расскажу. Обязательно. Только не торопи меня…

ЮЛЬКА (перебивая):
- …И никому ни слова, да?

АЛИСА:
- Ты очень понятливая. Это обнадёживает.

Входит без стука Алик Борисович. Алиса, увидев его, задвигает ногой под койку ночной горшок. Юлька в этот момент чистит зубы.

АЛИК БОРИСОВИЧ:
- Юля, доброе утро. Шов не болит?

ЮЛЯ (не вынимая изо рта зубную щётку)
- Не-а.

АЛИК БОРИСОВИЧ:
- И что, даже танцевать можешь?

Юля завершает гигиенические процедуры и выполняет несколько танцевальных движений.

АЛИК БОРИСОВИЧ:
- Тогда танцуй! Фанфары, звучите! Барабаны, стучите! Трам-парарам-парарам-парарам-пам-пам!

Распахивает дверь, входит Юлина мама. Выноска: «Наталия Грибкова, Юлина мама, инженер-программист». Мама обнимается с Юлькой, неловко здоровается за руку с Алисой – та протягивает левую руку.

АЛИК БОРИСОВИЧ:
- Мы тебя выписываем на амбулаторное лечение. Можешь покинуть отделение в любое удобное для тебя время, только не забудь на радостях сдать пижаму (подмигивает). Но рекомендую позавтракать у нас. Не пропадать же продуктам.

АЛИСА (капризно):
- Опять манка с комочками?

ЮЛЯ (забыв на радостях о такте):
- Ну, конечно, у вас в будущем принято завтракать брамрулетами…

АЛИСА:
- Не брамрулетами, а брамбулетами. Я их сама готовлю. Ты берёшь обыкновенный мангустин, земной, индийский, и жаришь его минут пять на петеяровом масле.

ЮЛЯ (вредничая):
- А если на сливочном?

АЛИСА (категорично):
- А если на сливочном, то не получится. Требуется масло ангельдинских петеяров.

НАТАША (мама Юли):
- О чём это вы?

ЮЛЯ склоняется к маминому уху и объясняет шёпотом:
- Алиса ударилась головой о троллейбус, ей отшибло память, и теперь ей кажется, что она прилетела из будущего. Ну, ты понимаешь…

Алиса всё слышит. Она возмущена и обижена.

АЛИСА (злым голосом):
- Да, Юля права. Мне отшибло память. Я залезла в кроличью нору, провалилась под землю и упала прямо на асфальт под колёса троллейбуса. Меня соскоблили с асфальта и принесли сюда, а завтра мне предстоит матч в крохей против Червонной Королевы.

НАТАША (Юльке, негромко):
- Не думала, что Алиса такая грубиянка. Надеюсь, это последствия травмы. Они пройдут.

АЛИСА:
(Наташе, не очень искренне) – Простите. (Юльке) – Я была о тебе лучшего мнения! Впрочем, давай простимся по-товарищески.

ЮЛЯ:
- А как же…

АЛИСА:
- Сама справлюсь. Счастливо! (протягивает левую руку для прощания)

ЮЛЯ:
- Хорошо. С твоим упрямством не только Колю – слона в зоопарке не разыщешь. Пока! (Пожимает правой рукой Алискину левую руку, но лицо сохраняет презрительное выражение).

Наташа и Юля выходят из палаты. Алиса сворачивается на койке в клубочек лицом к стене. В окно заглядывает ворон, шмыгает клювом, смахивает крылом слезинку с глаза.

Сцена 4.3

Больничный коридор. Работает телевизор, на экране кадры мультфильма «Ну, погоди!» (вариант – «Маша и медведь»). Алиса (вся такая грустная) занимает свободное крайнее место в первом ряду стульев перед телевизором. К ней обращается сосед – мальчик примерно её возраста – нога в гипсе, с костылём, в пижаме и красном шарфе.

МАЛЬЧИК (КРЫС):
- Тебя Алисой зовут?

АЛИСА (настороженно):
- Откуда ты знаешь?

МАЛЬЧИК (КРЫС):
- От девочки, которая выписалась. Её мама предложила мне угоститься клубникой. Той, что в холодильнике осталась. Алисе, мол, столько не съесть, ягода пропадёт.

АЛИСА (переведя дух):
- Уфф! Да, я сейчас.

(Выходит и тут же возвращается с полной миской клубники, но мальчика уже нет на месте – он показывается из-за угла больничного коридора и машет ей рукой. Алиса следует за ним).

МАЛЬЧИК (КРЫС):
- Ага, вот ты и попалась!

Прицеливается из костыля, на котором появляется оптический прицел. Алиса швыряет миску в лицо пирату, пытается спастись бегством, но, обернувшись, видит Весельчака У (в чёрных очках на пол-лица) в противоположном конце коридора. Крыс, утеревшись и ругнувшись «Массаракш!», стреляет. Алиса успевает упасть на пол, парализующий заряд попадает в Весельчака, и тот падает. Крыс снова произносит то же ругательство (ещё эмоциональней). Алиса делает сальто через тело Весельчака, ныряет в свой бокс (звучат аккорды «Побега на рывок», съёмки замедленные, в темпе мелодии), распахивает окно и выпрыгивает со второго этажа во двор. Осматривается. В воздухе кружится лист бумаги в клеточку, лежавший на подоконнике и вылетевший на улицу вслед за Алисой.

АЛИСА (ловит листок и читает вслух записку, мелодия продолжает звучать):

- Алиса! Я вовсе не хотела тебя обидеть. Само собой получилось. Это всё ерунда. Важно вот что: опасайся мальчика с костылём. Мама его пожалела, но не обратила внимания, что его пиджак способен превращаться в больничную пижаму. Если тебе придётся бежать, то вычти известный тебе номер школы из числа 42 – и получишь номер дома в Пречистенском переулке. Номер квартиры получишь тем же способом из числа 55. С моими родителями всё улажено. Записку спрячь, а лучше сожги. Твоя Юля.

Дочитав, Алиса прячет записку в карман, с разбега, распугивая выздоравливающих малышей и кошку, рыбкой перелетает через больничный забор в два её роста, чуть не потеряв на лету пижаму, и исчезает.

Кадр сменяется рабочим столом Windows 10 с окном медиаплеера, в котором отображается предшествующий кадр. Курсор мыши закрывает это окно, выбирает команду «Сон», и экран чернеет.

Сцена 4.4

Кабинет следователя. Следователь и Коля Сулима (выноска: Коля Сулима, ученик 7«Б» класса, отличник, интересуется космической техникой).

СУЛИМА:
- У меня отличная память, и я полон желания помочь следствию. Помочь всерьёз. Поэтому и говорю вам: не ищите Алису и Николая Николаевича, с ними ничего не случится. Не ищите Ишутина: придёт время – и он найдётся сам. Ищите пиратов! Они очень опасны, а я не видел, как Николай Николаевич отправляет их туда, откуда явились. Вдруг эти двое всё ещё здесь? (Оглядывается на вешалку) А откуда у вас древнеримский плащ?

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Я как раз думал: быть может, это ты подскажешь, откуда он. Мы его нашли в шкафу Николая Николаевича.

СУЛИМА:
- Я совсем с ним не знаком. Наумов говорил, что дружит с соседом. Может, он знает?

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Может быть (вздыхает). Что же касается этих, как ты говоришь, пиратов – они, безусловно, где-то здесь, живые или мёртвые. Согласно показаниям твоих одноклассников, их якобы отправили в будущее…

СУЛИМА:
- Это нам известно только со слов Николая Николаевича. Вдруг он сказал это в педагогических целях, чтобы мы гордились тем, что победили их сами?

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Ты серьёзный малый. Рассуждаешь как взрослый. Уважаю. Ответь прямо и честно: Николай Николаевич в самом деле говорил именно о пиратах и об отправке их именно в будущее?

СУЛИМА:
- У меня отличная память. Повторяю его фразу слово в слово. (Окрывается выноска. В выноске кадр-цитата из Сцены 10)

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ:
- Как только машину времени починили, из будущего прибыл спецназ. Пираты снова попытались скрыться, но разве скроешься от спецназа? Обратно их отправляют другим путём: Весельчак слишком тяжёл для оборудования моей станции. Они будут наказаны по закону.

(Выноска закрывается).

СЛЕДОВАТЕЛЬ (несдержанно, в крайнем раздражении):
- Тьфу!

СУЛИМА (обиженно):
- Товарищ капитан, вы не очень вежливы со свидетелями.

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Виноват, извини. Но у меня тоже есть право, чисто человеческое, на то, чтобы меня не водили за нос. Я всегда любил свою работу…

СУЛИМА:
- Да, понимаю. (немного раздражённо) Вы не верите, что такое мог сказать взрослый…

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Допустим, верю. Я не знаю его мотивов, но вправе подозревать, что именно он врал сам и заставил врать твоих одноклассников.

СУЛИМА (недоверчиво):
- И взрослых тоже?

СЛЕДОВАТЕЛЬ (разводит руками):
- Очевидно. Сам посуди.

СУЛИМА (обиженно):
- Мне нечего скрывать. Меня никто не запугивал, и у меня, повторяю, отличная память. Но факты таковы, что в них действительно трудно поверить. Хорошо ещё, что мы с вами оба не уверены в словах Николая Николаевича, хоть и по разным причинам. А раз мы ему не верим, то да, придётся допустить, что пираты могут быть в Москве.

СЛЕДОВАТЕЛЬ (строго):
- И они могут угрожать жизням людей, не исключая людей школьного возраста.

СУЛИМА:
- Однако если я ошибаюсь, подозревая, что Николай Николаевич говорил неправду, то пиратов, быть может, никогда не удастся найти, потому что их сейчас нет на планете.

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Я эту версию исключаю как совершенно фантастическую…

СУЛИМА (холодно):
- А я нет. Но в этом случае нет угрозы новых преступлений. Поэтому – во избежание роковой ошибки – давайте примем предположение, что они здесь, и посмотрим на факты.

СЛЕДОВАТЕЛЬ (уважительно):
- Ты снова рассуждаешь как настоящий детектив. Давай посмотрим на факты. Это в точности то, чего я добиваюсь, но никак не могу добиться.

СУЛИМА:
- Записывайте (следователь включает запись на ноутбуке). Я познакомился с Алисой при очень странных обстоятельствах…

Сцена 4.5

Арбатская площадь (нынешняя). Ветрено, лепит мокрый снег. Из подземного перехода в направлении к Московскому дому книги выныривает девчонка в пижаме с ошалелыми глазами – Алиса. Подбегает к группе лиц, похожих на индусов (они оказались к ней ближе всех):

АЛИСА (часто дыша):
- Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как попасть на Пречистенский переулок?

(Алиса понимает, что это Арбатская площадь, и примерно представляет себе требуемое направление, поскольку Пречистенский переулок есть и в её времени; но, судя по всему, она бегает тут уже, наверное, минут десять: незнакомые дворы вновь и вновь выводят её на площадь).

ИНДУС 1 (обращаясь к своему товарищу):
- Do you know what is the girl's problem?
(Субтитры: «Ты понял, о чём спрашивает эта девочка?»)

АЛИСА:
- Good morning, do you know how to get to Prechistensky side-street?
(Субтитры: Доброе утро! Не знаете ли вы, как попасть на Пречистенский переулок?)

ИНДУСЫ достают смартфоны, открывают карты, пытаются построить маршрут, но не могут со слуха правильно набрать название переулка.

ИНДУС 2 (обращаясь к Фиме Королёву, проходящему мимо в компании Коли Сулимы):
- Sir? (Субтитры: Сэр!)

ФИМА делает вид, что к нему это не относится: с английским, тем более с индийским, у него так себе.

СУЛИМА:
- Yes, sir. (Субтитры: Да, сэр!)

ИНДУС 2:
Thank you! Could you please help this young lady?
(Субтитры: Спасибо! Не могли бы вы помочь этой девочке?)

Вокруг собирается народ. Слышны голоса: «Что случилось?», «Почему ребёнок в пижаме?», «Она же простудится!» Индусы чувствуют себя неловко и пытаются стушеваться.

СУЛИМА:
- Sure, sir. What's her problem? (Субтитры: Конечно, сэр! Чем могу помочь?)

АЛИСА:
- I am eager to get to…
(Субтитров нет, так как это уже неважно: камера фокусируется на собравшейся толпе, сквозь неё в эпицентр пробивается полицейский).

ФИМА (громко):
- Посторонись! Граждане, не лезьте в кадр! Разве не видите – здесь идут киносъёмки?! Снимается кинокартина про девочку, убежавшую из сумасшедшего дома. Разойдитесь, пожалуйста!

В сторонке Сулима, раскусив замысел друга, переводит его слова индусам, о чём зритель может догадаться по его жестам. Неожиданно помощь приходит со стороны полицейского, который «понял», что здесь киносъёмки.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ (в мегафон):
- Граждане, прошу немедленно освободить площадь и разойтись по своим делам. Ситуация под контролем. Не препятствуйте киносъёмкам! (Уходит по своим делам).

Толпа расходится. Остаются индусы и дети

СУЛИМА (индусам):
- Many thanks for having played playing!
(Титры: Большое спасибо за исполненную роль исполнителей роли!)

Индусы хохочут. Дети обмениваются с ними значками. Индусы направляются в сторону Кремля, дети – в переход по направлению к Пречистенке.

СУЛИМА (протягивает Алисе свою куртку):
- Надень, чтоб не пасть жертвой первой же бабушки. Меня Колей зовут.

ФИМА:
- А меня, например, Фимой. Ты и правда сбежала из сумасшедшего дома?

АЛИСА (пропустив мимо ушей плоский юмор Фимы):
- Спасибо, ребята! Меня зовут Алисой.

ФИМА:
- Голосовой помощник.

АЛИСА (обращаясь к Сулиме, заслуживающему большего доверия):
- О чём это он?

СУЛИМА (достаёт мобильник):
- Привет, Алиса! Построй мне маршрут до Пречистенского переулка! (Показывает результат Алисе).

АЛИСА:
- У нас это работает немного по-другому.

СУЛИМА:
- Где это «у нас»?

АЛИСА:
- В сумасшедшем доме, разумеется. Где же ещё?

ФИМА краснеет.

СУЛИМА:
- Можно бестактный вопрос?

АЛИСА (угадав вопрос):
- Да, я из больницы сбежала. После травмы (показывает на ещё заметный синяк).

СУЛИМА:
- Ах, вот оно что!

ФИМА (вклиниваясь между Алисой и Колей):
- Я как-то раз тоже в больнице лежал. Мне там удалили аденоиды. Так что я сейчас здесь не весь, мне никто не говорит правду о местонахождении остального меня… Слушай, там же забор высоченный! Как ты прыгала через забор?

АЛИСА:
- У нас в сумасшедшем доме все так прыгают. Неужели непонятно?

Сцена 4.6

Обыкновенная лестничная клетка обыкновенного дома (лучше всего срисовать с подлинного дома 16 на Пречистенском переулке). Алиса в мокрой пижаме стоит перед дверью. Тянет за ручку – дверь не открывается. Прикладывает руку (левую) к двери – дверь не открывается. Прикладывает к косяку – не открывается. Приближает глаз к глазку в надежде, что это сканер радужной оболочки – не открывается. Догадывается, наконец, приложить палец к кнопке звонка (думая, что это сканер отпечатка пальца). Вздрагивает от раздавшегося звука. Пожимает плечами. По всей видимости, готова уже уйти.

Дверь открывается, появляется Наташа (мама Юли).

АЛИСА:
- Здравствуйте! Юля дома?

НАТАША:
- Здравствуй, Алиса. Да, Юля дома. Она мне всё рассказала. Заходи. (Уже в прихожей) Мы, правда, не ждали тебя так скоро – собирались забрать после выписки.

АЛИСА (снимая обувь, радостно):
- Спасибо большое и вам, и Юле. Вы меня просто спасли! (Проходят в гостиную).

НАТАША:
- Не преувеличивай, Алиса. Я оформлю амбулаторное лечение и договорюсь, чтобы ты ходила в школу вместе с Юлей, пока не найдутся твои родители. Нельзя же допускать отставание от школьной программы, как ты думаешь?

АЛИСА (восторженно):
- Ура! Даже не представляете, какой это для меня подарок!

НАТАША:
- Только вот…

АЛИСА (встревоженно):
- Что?

НАТАША:
- Ты ничего не помнишь. Как же будешь заниматься?

АЛИСА:
- Почитаю учебники и всё вспомню. А если не вспомню и получу плохие отметки, то они не считаются, пока врачи не призна́ют меня здоровой.

НАТАША:
- Вот и ладушки. Сейчас мы подберём одежду, ты с Юлей почти одного роста. Только сначала наберу ванну, чтоб ты как следует отогрелась. Ты же практически голая!

*****КОНЕЦ ЭПИЗОДА 4*****

Титры под мелодию песни из к/ф «Семнадцать мгновений весны» «Я прошу: хоть ненадолго…»