Литературный сценарий
мультипликационного фильма
по мотивам повести Кира Булычёва
«Сто лет тому вперёд»
Автор сценария – Н. Светлов
© Н. Светлов, 2019
© Проект romantiki.ru, 2019
Кадры Москвы сегодняшней (рисованные) с высоты птичьего
полёта под аккорды песни Высоцкого «Побег на рывок» (дуэт гитар). На этом фоне
появляется слово «ТУПИК» крупным шрифтом. Оно, уменьшаясь в размере, смещается в
нижнюю половину экрана, а на верхней проступают слова «СЛЕДСТВИЕ ВЕДЁТ В». Титры
тают, на их месте появляются номер и название эпизода.
Кабинет генерала. Генерал и следователь.
ГЕНЕРАЛ (неприветливо):
- Ну, Егор Степанович, что там у вас?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- У нас побег! (Генерал шокирован, закрывает рукой лицо) Вот! (Следователь
подаёт генералу флешку). Видеоролик, сгенерированный криминалистической
нейросетью «Алискин»…
ГЕНЕРАЛ (машинально поправляет):
- Не «Алискин», а «Анискин». Аналитический искусственный интеллект.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Виноват, товарищ генерал. Заработался. Там всё, что удалось восстановить по
показаниям медперсонала и пациентов. Не могу ручаться за точность всех деталей.
ГЕНЕРАЛ:
- Стоило ли тратить время на эту анимацию? Разве она подскажет, где искать
людей?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Нет, но…
ГЕНЕРАЛ (нетерпеливо):
- Что?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
ГЕНЕРАЛ:
- Добро. Это зацепка. Он действительно похож на врача, лечившего Алису? На
Александра… э…
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Борисовича. Нет, абсолютно не похож. Но показаниям детей я не доверяю.
Совершенно! Если угодно говорить о тщетных тратах времени – так это как раз
допросы детворы.
ГЕНЕРАЛ (приказным тоном):
- С детьми продолжайте работать.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (без энтузиазма):
- Я работаю…
ГЕНЕРАЛ:
- Егор Степанович, только вот не делайте вид, будто разучились добывать
достоверные показания! Лжец не может не противоречить сам себе! Загоняйте их в
угол, ловите на слове, сорвите покровы лжи холодной и беспощадной логикой!
Отсейте противоречивые показания – и в решете дознания останется истина,
простая, как голубь, и мудрая, как змий.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (удручённо):
- Совсем ничего не остаётся.
Генерал вставляет флешку в ноутбук; камера наезжает на
экран ноутбука, расширяя его на весь кадр.
Больничный бокс. Утро. Юля, Алиса.
АЛИСА (обрадованно):
- Так, значит, ты учишься в шестом «Б» классе?
ЮЛЯ:
- Да, и не вижу в этом причин для радости.
АЛИСА (с надеждой):
- Школа номер 26?
ЮЛЯ:
- Разумеется. Больница районная, и школа в двух шагах отсюда.
АЛИСА (с облегчением):
- Наконец-то мне повезло!
ЮЛЯ:
- М?
АЛИСА:
- Ты должна помочь мне найти Колю из шестого «Б» класса 26-й школы.
ЮЛЯ:
- Да пожалуйста, только у нас в классе три Коли. Сулима, Наумов и особенно
Садовский. Тебе который нужен?
(В выноске картинка: рубашки трёх игральных карт с
изображениями одинаковых мальчишечьих затылков, неотличимых от ранее виденного
зрителем затылка Наумова. Карты переворачиваются лицевой стороной – и мы видим
на них три разных лица: у Наумова волосы спереди темнее, чем на затылке, у
Садовского они рыжие и слегка кучерявые, у Сулимы – более светлые и наличествует
чёлка; однако кто из них кто – остаётся неизвестным зрителю).
АЛИСА (озабоченно):
- Целых три Коли… Это всё осложняет.
ЮЛЯ:
- Как он выглядит?
АЛИСА:
- Понятия не имею. Я его никогда не видела.
ЮЛЯ:
- Алиса, не говори загадками!
АЛИСА:
- Я тебе всё расскажу. Обязательно. Только не торопи меня…
ЮЛЬКА (перебивая):
- …И никому ни слова, да?
АЛИСА:
- Ты очень понятливая. Это обнадёживает.
Входит без стука Алик Борисович. Алиса, увидев его,
задвигает ногой под койку ночной горшок. Юлька в этот момент чистит зубы.
АЛИК БОРИСОВИЧ:
- Юля, доброе утро. Шов не болит?
ЮЛЯ (не вынимая изо рта зубную щётку)
- Не-а.
АЛИК БОРИСОВИЧ:
- И что, даже танцевать можешь?
Юля завершает гигиенические процедуры и выполняет несколько
танцевальных движений.
АЛИК БОРИСОВИЧ:
- Тогда танцуй! Фанфары, звучите! Барабаны, стучите!
Трам-парарам-парарам-парарам-пам-пам!
Распахивает дверь, входит Юлина мама. Выноска: «Наталия
Грибкова, Юлина мама, инженер-программист». Мама обнимается с Юлькой, неловко
здоровается за руку с Алисой – та протягивает левую руку.
АЛИК БОРИСОВИЧ:
- Мы тебя выписываем на амбулаторное лечение. Можешь покинуть отделение в любое
удобное для тебя время, только не забудь на радостях сдать пижаму (подмигивает).
Но рекомендую позавтракать у нас. Не пропадать же продуктам.
АЛИСА (капризно):
- Опять манка с комочками?
ЮЛЯ (забыв на радостях о такте):
- Ну, конечно, у вас в будущем принято завтракать брамрулетами…
АЛИСА:
- Не брамрулетами, а брамбулетами. Я их сама готовлю. Ты берёшь обыкновенный
мангустин, земной, индийский, и жаришь его минут пять на петеяровом масле.
ЮЛЯ (вредничая):
- А если на сливочном?
АЛИСА (категорично):
- А если на сливочном, то не получится. Требуется масло ангельдинских петеяров.
НАТАША (мама Юли):
- О чём это вы?
ЮЛЯ склоняется к маминому уху и объясняет шёпотом:
- Алиса ударилась головой о троллейбус, ей отшибло память, и теперь ей кажется,
что она прилетела из будущего. Ну, ты понимаешь…
Алиса всё слышит. Она возмущена и обижена.
АЛИСА (злым голосом):
- Да, Юля права. Мне отшибло память. Я залезла в кроличью нору, провалилась под
землю и упала прямо на асфальт под колёса троллейбуса. Меня соскоблили с
асфальта и принесли сюда, а завтра мне предстоит матч в крохей против Червонной
Королевы.
НАТАША (Юльке, негромко):
- Не думала, что Алиса такая грубиянка. Надеюсь, это последствия травмы. Они
пройдут.
АЛИСА:
(Наташе, не очень искренне) – Простите. (Юльке) – Я была о тебе лучшего мнения!
Впрочем, давай простимся по-товарищески.
ЮЛЯ:
- А как же…
АЛИСА:
- Сама справлюсь. Счастливо! (протягивает левую руку для прощания)
ЮЛЯ:
- Хорошо. С твоим упрямством не только Колю – слона в зоопарке не разыщешь.
Пока! (Пожимает правой рукой Алискину левую руку, но лицо сохраняет
презрительное выражение).
Наташа и Юля выходят из палаты. Алиса сворачивается на
койке в клубочек лицом к стене. В окно заглядывает ворон, шмыгает клювом,
смахивает крылом слезинку с глаза.
Больничный коридор. Работает телевизор, на экране кадры
мультфильма «Ну, погоди!» (вариант – «Маша и медведь»). Алиса (вся такая
грустная) занимает свободное крайнее место в первом ряду стульев перед
телевизором. К ней обращается сосед – мальчик примерно её возраста – нога в
гипсе, с костылём, в пижаме и красном шарфе.
МАЛЬЧИК (КРЫС):
- Тебя Алисой зовут?
АЛИСА (настороженно):
- Откуда ты знаешь?
МАЛЬЧИК (КРЫС):
- От девочки, которая выписалась. Её мама предложила мне угоститься клубникой.
Той, что в холодильнике осталась. Алисе, мол, столько не съесть, ягода пропадёт.
АЛИСА (переведя дух):
- Уфф! Да, я сейчас.
(Выходит и тут же возвращается с полной миской клубники, но
мальчика уже нет на месте – он показывается из-за угла больничного коридора и
машет ей рукой. Алиса следует за ним).
МАЛЬЧИК (КРЫС):
- Ага, вот ты и попалась!
Прицеливается из костыля, на котором появляется оптический
прицел. Алиса швыряет миску в лицо пирату, пытается спастись бегством, но,
обернувшись, видит Весельчака У в противоположном конце коридора. Крыс,
утеревшись и ругнувшись «Массаракш!», стреляет. Алиса успевает упасть на пол,
парализующий заряд попадает в Весельчака, и тот падает. Крыс снова произносит то
же ругательство (ещё эмоциональней). Алиса делает сальто через тело Весельчака,
ныряет в свой бокс (звучат аккорды «Побега на рывок», съёмки замедленные, в
темпе мелодии), распахивает окно и выпрыгивает со второго этажа во двор.
Осматривается. В воздухе кружится лист бумаги в клеточку, лежавший на
подоконнике и вылетевший на улицу вслед за Алисой.
АЛИСА (ловит листок и читает вслух записку, мелодия
продолжает звучать):
- Алиса! Я вовсе не хотела тебя обидеть. Само собой
получилось. Это всё ерунда. Важно вот что: опасайся мальчика с костылём. Мама
его пожалела, но не обратила внимания, что его пиджак способен превращаться в
больничную пижаму. Если тебе придётся бежать, то вычти известный тебе номер
школы из числа 42 – и получишь номер дома в Пречистенском переулке. Номер
квартиры получишь тем же способом из числа 55. С моими родителями всё улажено.
Записку спрячь, а лучше сожги. Твоя Юля.
Дочитав, Алиса прячет записку в карман, с разбега,
распугивая выздоравливающих малышей и кошку, рыбкой перелетает через больничный
забор в два её роста, чуть не потеряв на лету пижаму, и исчезает.
Кадр сменяется рабочим столом
Windows 10 с окном
медиаплеера, в котором отображается предшествующий кадр. Курсор мыши закрывает
это окно, выбирает команду «Сон», и экран чернеет.
Кабинет следователя. Следователь и Коля Сулима (выноска:
Коля Сулима, ученик 7«Б» класса, отличник, интересуется космической техникой).
СУЛИМА:
- У меня отличная память, и я полон желания помочь следствию. Помочь всерьёз.
Поэтому и говорю вам: не ищите Алису и Николая Николаевича, с ними ничего не
случится. Не ищите Ишутина: придёт время – и он найдётся сам. Ищите пиратов! Они
очень опасны, а я не видел, как Николай Николаевич отправляет их туда, откуда
явились. Вдруг эти двое всё ещё здесь? (Оглядывается на вешалку) А откуда у вас
древнеримский плащ?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Я как раз думал: быть может, это ты подскажешь, откуда он. Мы его нашли в
шкафу Николая Николаевича.
СУЛИМА:
- Я совсем с ним не знаком. Наумов говорил, что дружит с соседом. Может, он
знает?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Может быть (вздыхает). Что же касается этих, как ты говоришь, пиратов – они,
безусловно, где-то здесь, живые или мёртвые. Согласно показаниям твоих
одноклассников, их якобы отправили в будущее…
СУЛИМА:
- Это нам известно только со слов Николая Николаевича. Вдруг он сказал это в
педагогических целях, чтобы мы гордились тем, что победили их сами?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Ты серьёзный малый. Рассуждаешь как взрослый. Уважаю. Ответь прямо и честно:
Николай Николаевич в самом деле говорил именно о пиратах и об отправке их именно
в будущее?
СУЛИМА:
- У меня отличная память. Повторяю его фразу слово в слово. (Окрывается выноска.
В выноске кадр-цитата из Сцены 10)
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ:
- Как только машину времени починили, из будущего прибыл спецназ. Пираты снова
попытались скрыться, но разве скроешься от спецназа? Обратно их отправляют
другим путём: Весельчак слишком тяжёл для оборудования моей станции. Они будут
наказаны по закону.
(Выноска закрывается).
СЛЕДОВАТЕЛЬ (несдержанно, в крайнем раздражении):
- Тьфу!
СУЛИМА (обиженно):
- Товарищ капитан, Вы не очень вежливы со свидетелями.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Виноват, извини. Но у меня тоже есть право, чисто человеческое, на то, чтобы
меня не водили за нос. Я всегда любил свою работу…
СУЛИМА:
- Да, понимаю. (немного раздражённо) Вы не верите, что такое мог сказать
взрослый…
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Допустим, верю. Я не знаю его мотивов, но вправе подозревать, что именно он
врал сам и заставил врать твоих одноклассников.
СУЛИМА (недоверчиво):
- И взрослых тоже?
СЛЕДОВАТЕЛЬ (разводит руками):
- Очевидно. Сам посуди.
СУЛИМА (обиженно):
- Мне не за что краснеть. Меня никто не запугивал, и у меня, повторяю, отличная
память. Но факты таковы, что в них действительно трудно поверить. Хорошо ещё,
что мы с вами оба не уверены в словах Николая Николаевича, хоть и по разным
причинам. А раз мы ему не верим, то да, придётся допустить, что пираты могут
быть в Москве.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (строго):
- И они могут угрожать жизням людей, не исключая людей школьного возраста.
СУЛИМА:
- Однако если я ошибаюсь, подозревая, что Николай Николаевич говорил неправду,
то пиратов, быть может, никогда не удастся найти, потому что их сейчас нет на
планете.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Я эту версию исключаю как совершенно фантастическую…
СУЛИМА (холодно):
- А я нет. Но в этом случае нет угрозы новых преступлений. Поэтому – во
избежание роковой ошибки – давайте примем предположение, что они здесь, и
посмотрим на факты.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (уважительно):
- Ты снова рассуждаешь как настоящий детектив. Давай посмотрим на факты. Это в
точности то, чего я добиваюсь, но никак не могу добиться.
СУЛИМА:
- Записывайте (следователь включает запись на ноутбуке). Я познакомился с Алисой
при очень странных обстоятельствах…
Арбатская площадь (нынешняя). Ветрено, лепит мокрый снег.
Из подземного перехода в направлении к Московскому дому книги выныривает
девчонка в пижаме с ошалелыми глазами – Алиса. Подбегает к группе лиц, похожих
на индусов (они оказались к ней ближе всех):
АЛИСА (часто дыша):
- Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как попасть на Пречистенский переулок?
(Алиса понимает, что это Арбатская площадь, и примерно
представляет себе требуемое направление, поскольку Пречистенский переулок есть и
в её времени; но, судя по всему, она бегает тут уже, наверное, минут десять:
незнакомые дворы вновь и вновь выводят её на площадь).
ИНДУС 1 (обращаясь к своему товарищу):
- Do you know what is the girl's problem? (Субтитры: «Ты понял, о чём
спрашивает эта девочка?»)
АЛИСА:
- Good morning, do you know how to get to Prechistensky side-street?
(Субтитры: Доброе утро! Не знаете ли вы, как попасть на Пречистенский переулок?)
ИНДУСЫ достают смартфоны, открывают карты, пытаются
построить маршрут, но не могут со слуха правильно набрать название переулка.
ИНДУС 2 (обращаясь к Фиме Королёву, проходящему мимо в
компании Коли Сулимы):
- Sir? (Субтитры:
–Сэр!)
ФИМА делает вид, что к нему это не относится: с английским,
тем более с индийским, у него так себе.
СУЛИМА:
- Yes,
sir. (Субтитры: Да,
сэр!)
ИНДУС 2:
Thank you! Could you please help this young lady? (Субтитры: Спасибо! Не
могли бы вы помочь этой девочке?)
Вокруг собирается народ. Слышны голоса: «Что случилось?»,
«Почему ребёнок в пижаме?», «Она же простудится!» Индусы чувствуют себя неловко
и пытаются стушеваться.
СУЛИМА:
- Sure,
sir.
What's her problem? (Субтитры:
Конечно, сэр! Чем могу
помочь?)
АЛИСА:
- I am eager to get to… (Субтитров нет, так как это уже неважно: камера
фокусируется на собравшейся толпе, сквозь неё в эпицентр пробивается
полицейский).
ФИМА (громко):
- Посторонись! Граждане, не лезьте в кадр! Разве не видите – здесь идут
киносъёмки?! Снимается кинокартина про девочку, убежавшую из сумасшедшего дома.
Разойдитесь, пожалуйста!
В сторонке Сулима, раскусив замысел друга, переводит его
слова индусам, о чём зритель может догадаться по его жестам. Неожиданно помощь
приходит со стороны полицейского, который «понял», что здесь киносъёмки.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ (в мегафон):
- Граждане, прошу немедленно освободить площадь и разойтись по своим делам.
Ситуация под контролем. Не препятствуйте киносъёмкам! (Уходит по своим делам).
Толпа расходится. Остаются индусы и
дети
СУЛИМА (индусам):
- Many thanks for having played playing! (Титры: Большое спасибо за
сыгранную роль исполнителей роли!)
Индусы хохочут. Дети обмениваются с ними значками. Индусы
направляются в сторону Кремля, дети – в переход по направлению к Пречистенке.
СУЛИМА (протягивает Алисе свою куртку):
- Надень, чтоб не пасть жертвой первой же бабушки. Меня Колей зовут.
ФИМА:
- А меня, например, Фимой. Ты и правда сбежала из сумасшедшего дома?
АЛИСА (пропустив мимо ушей плоский юмор Фимы):
- Спасибо, ребята! Меня зовут Алисой.
ФИМА:
- Голосовой помощник.
АЛИСА (обращаясь к Сулиме, заслуживающему большего
доверия):
- О чём это он?
СУЛИМА (достаёт мобильник):
- Привет, Алиса! Построй мне маршрут до Пречистенского переулка! (Показывает
результат Алисе).
АЛИСА:
- У нас это работает немного по-другому.
СУЛИМА:
- Где это «у нас»?
АЛИСА:
- В сумасшедшем доме, разумеется. Где же ещё?
ФИМА краснеет.
СУЛИМА:
- Можно бестактный вопрос?
АЛИСА (угадав вопрос):
- Да, я из больницы сбежала. После травмы (показывает на ещё заметный синяк).
СУЛИМА:
- Ах, вот оно что!
ФИМА (вклиниваясь между Алисой и Колей):
- Я как-то раз тоже в больнице лежал. Мне там удалили аденоиды. Так что я сейчас
здесь не весь, мне никто не говорит правду о местонахождении остального меня…
Слушай, там же забор высоченный! Как ты прыгала через забор?
АЛИСА:
- У нас в сумасшедшем доме все так прыгают. Неужели непонятно?
Обыкновенная лестничная клетка обыкновенного дома (лучше
всего срисовать с подлинного дома 16 на Пречистенском переулке). Алиса в мокрой
пижаме стоит перед дверью. Тянет за ручку – дверь не открывается. Прикладывает
руку (левую) к двери – дверь не открывается. Прикладывает к косяку – не
открывается. Приближает глаз к глазку в надежде, что это сканер радужной
оболочки – не открывается. Догадывается, наконец, приложить палец к кнопке
звонка (думая, что это сканер отпечатка пальца). Вздрагивает от раздавшегося
звука. Пожимает плечами. По всей видимости, готова уже уйти.
Дверь открывается, появляется Наташа (мама Юли).
АЛИСА:
- Здравствуйте! Юля дома?
НАТАША:
- Здравствуй, Алиса. Да, Юля дома. Она мне всё рассказала. Заходи. (Уже в
прихожей) Мы, правда, не ждали тебя так скоро – собирались забрать после
выписки.
АЛИСА (снимая обувь, радостно):
- Спасибо большое и вам, и Юле. Вы меня просто спасли! (Проходят в гостиную).
НАТАША:
- Не преувеличивай, Алиса. Я оформлю амбулаторное лечение и договорюсь, чтобы ты
ходила в школу вместе с Юлей, пока не найдутся твои родители. Нельзя же
допускать отставание от школьной программы, как ты думаешь?
АЛИСА (восторженно):
- Ура! Даже не представляете, какой это для меня подарок!
НАТАША:
- Только вот…
АЛИСА (встревоженно):
- Что?
НАТАША:
- Ты ничего не помнишь. Как же ты будешь заниматься?
АЛИСА:
- Я почитаю учебники и всё вспомню. А если не вспомню и получу плохие отметки,
то они не считаются, пока врачи не призна́ют меня здоровой.
НАТАША:
- Вот и ладушки. Сейчас мы подберём тебе одежду, ты с Юлей почти одного роста.
Только сначала наберу ванну, чтоб ты как следует там отогрелась. Ты же
практически голая!
Титры под мелодию песни из к/ф «Семнадцать мгновений весны» «Я прошу: хоть ненадолго…»