Следствие зашло в тупик

Литературный сценарий мультипликационного фильма
по мотивам повести Кира Булычёва
«Сто лет тому вперёд»

Автор сценария – Н. Светлов
© Н. Светлов, 2019
© Проект romantiki.ru, 2019

Эпизод 2
Модель фрегата

Титры на фоне кадров Луны будущего. Технократический пейзаж: шахты, терриконы, заводы. Стадион из алюминия и пластика. Вдали небольшая церквушка и столь же скромная мечеть, обе из монолитного железобетона. Невысокие массивные сооружения – вероятно, жилые – весёлых, жизнерадостных цветов. Некоторые сооружения явно ведут в обширные подлунные помещения. Деревья и фонтаны в стеклянных сосудах, напоминающих электролампочки накаливания; стройки; летающий транспорт. На очень широких, просторных улицах люди (немногочисленные) с детьми в лёгких, не обременяющих скафандрах. Взлетают и садятся космические корабли. В небе, на низкой окололунной орбите, летают какие-то странные конструкции. Фоновая мелодия: «Не думай о секундах свысока».

Сцена 2.1

Больница. Двухместный бокс. Ночь. За окном полная луна. Юлька и Алиса в постелях при лунном свете. Звучит, стихая, мелодия песни «Не думай о секундах свысока» (пианино или аккордеон).

ЮЛЬКА:
- Ни один корабль, к твоему сведению, пока ещё не залетал дальше Нептуна!

АЛИСА:
- Во-первых, залетал. Правда, без людей. Называется «Пионер-10». Может, и ещё какие-то были. Я не очень помню историю тех лет.

ЮЛЬКА:
- А во-вторых?

АЛИСА:
- А во-вторых, я из будущего.

ЮЛЬКА:
- Чего?

Сцена 2.2

Кабинет следователя. Обстановка и персонажи сцены 1.1. Следователь отключает запись.

СЛЕДОВАТЕЛЬ (мрачно):
- Спасибо, спасибо… Только, Юля, вот какое осложнение. Марию Павловну я тоже приглашал, она тоже показания дала.

ФИМА (повернувшись в профиль к камере):
- И что?

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Она утверждает, что никакой папа к Алисе не приходил.

ЮЛЬКА:
- Но я же…

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Помолчите. (спокойнее) Не перебивайте, пожалуйста. Мы опросили всю больницу, и  Александра Борисовича тоже. Все как один подтверждают показания Марии Павловны. А ещё (листает папку) вот данные мобильной связи, их мы запросили у компании [кто станет спонсором мультфильма - у того и запросили :)]. Вот время звонка, а вот эти координаты указывают на место, где находился Александр Борисович, а именно на его квартиру. Так скажите, Юля, зачем вы морочите мне голову, утверждая, будто бы в палату кто-то приходил? Вы, во-первых, заметаете следы хулиганов, которые представляют опасность для Алисы, а во-вторых, осложняете поиск Алисы, которую нужно защитить от хулиганов!

ЮЛЬКА опускает глаза и разводит руками.

ЗВОНОК НАСТОЛЬНОГО ТЕЛЕФОНА

СЛЕДОВАТЕЛЬ (в трубку):
- Понял, товарищ генерал. Сейчас буду, товарищ генерал.

С этого момента камера смотрит глазами следователя. Персонаж выходит из кабинета, стремительно следует коридорами и чугунными лестницами мимо каких-то кабинетов, тюремных камер, скрежещущих лифтов, ярко освещённых комнат, будто в компьютерной игре-бродилке. Наконец оказывается перед великолепной дверью в генеральский кабинет. Теперь мы видим на экране самого следователя. Он, встревоженно оглянувшись по сторонам и торопливо перекрестившись, стучит в дверь. Не дожидаясь ответа, заходит.

Сцена 2.3

Кабинет генерала. Генерал с надетой на голову гарнитурой мобильного телефона сидит за огромным столом. Он очень похож на доктора Верховцева из ТТП. Над столом портрет молодого мужчины в штатском с хорошо различимой подписью «В. Шарапов». Ниже - мелко, неразличимо - годы жизни и смерти.

ГЕНЕРАЛ (пресекая попытку следователя произнести что-то уставное):
- Ну, докладывайте, Егор Степанович, докладывайте!

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Провожу перекрёстный допрос, товарищ генерал!

ГЕНЕРАЛ:
- Ну и?

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Грибкова врёт, это очевидно. Пытаюсь понять её мотивы.

ГЕНЕРАЛ:
- А если не врёт?

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Тогда врут все остальные.

ГЕНЕРАЛ:
- А что Наумов?

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Вообще не даёт показаний. Всё отрицает.

ГЕНЕРАЛ:
- Вот увидите: этот парень знает больше всех. С кем он дружит?

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- С Катей Михайловой…

ГЕНЕРАЛ:
- Отставить.

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- С Фимой Королёвым.

ГЕНЕРАЛ:
- Вот Фиму и расспросите, что ему рассказывал Коля Наумов.

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Думаете, он ему что-то рассказывал?

ГЕНЕРАЛ:
- Уверен. Идите.

СЛЕДОВАТЕЛЬ по-военному делает налево кругом.

ГЕНЕРАЛ:
- Минуточку.

СЛЕДОВАТЕЛЬ по-военному делает налево кругом.

ГЕНЕРАЛ:
- Пропали два человека. Один – Пётр Ишутин, повар. Второй – Николай Николаевич, сосед Наумовых. Это не считая троих мифических персонажей: этой вашей Алисы и так называемых Крыса и Весельчака… как его там?

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Весельчака У. (страстно) Только Алиса не мифическая! Её видели свидетели в больнице, в школе, в семье Грибковых. Есть амбулаторная карта, классные журналы. Во дворах её сняли видеокамеры…

ГЕНЕРАЛ:
- Вот именно. Подозреваю, что против неё направлен опасный преступный замысел.

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Товарищ генерал, состава преступления здесь нет. Максимум – хулиганство. До пятнадцати суток административного ареста.

ГЕНЕРАЛ (скептически):
- Ну-ну… Продолжайте расследование. Точно установлена пропажа двоих. А виновники разгуливают на свободе! А они должны сидеть… (поворачивается к портрету Шарапова)

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- В тюрьме?

ГЕНЕРАЛ:
- Вот именно!

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Но ведь виновники…

ГЕНЕРАЛ:
- Будут сидеть! Я сказал.

Сцена 2.4

Кабинет следователя. Следователь, вполоборота к нему Фима, спинами к камере - Юля и Коля Наумов (выноска: Коля Наумов, ученик 7«Б» класса, увлекается хоккеем, боксом и шахматами).

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Итак, Юля, ваши показания противоречат показаниям многих взрослых. Это очень плохо!

ЮЛЯ:
- Не во всём. Я тоже подтверждаю, что Алик Борисович…

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Александр Борисович?

ЮЛЬКА:
- Да, Александр Борисович действительно был дома и пил чай. Тот, кто вошёл в палату, был очень на него похож. Алиса назвала его Крысом с планеты Кро́крыс. И Мария Павловна его тоже видела, только думает, что он ей показался.

СЛЕДОВАТЕЛЬ (листает дело):
- Да, действительно, она упоминала про галлюцинации. Мы обязательно допросим её ещё раз. Чем ещё вы можете подтвердить свои показания?

ЮЛЯ:
- Ну, вот мальчишки подтвердят! Коль, ну подтверди же!

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Коля, у меня к вам другая просьба. Не надо ничего подтверждать или опровергать. Надо говорить правду. Вы встречались с человеком, которого Юля назвала Крысом?

КОЛЯ НАУМОВ:
- Это, во-первых, не человек. Во-вторых, я с ним не встречался. В-третьих, вообще не существует никакого Крыса.

СЛЕДОВАТЕЛЬ (Юле, удовлетворённо):
- Вот видите!

ФИМА (возмущённо):
- Предатель! (Обращается к следователю) Дайте лучше я расскажу.

КОЛЯ НАУМОВ (пожимает плечами):
- Тебе всё равно никто не поверит.

ФИМА:
- Я сам видел их обоих – Крыса и Весельчака У.

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Но как вы узнали их имена?

ФИМА:
- Вот он (кивает на Колю) мне о них рассказал. Потом мы их встретили на бульваре - Коля сказал, что это они.

СЛЕДОВАТЕЛЬ (скептически):
- Ясно… Коля, что вы на это скажете?

КОЛЯ НАУМОВ:
- Ничего я ему не рассказывал, никого не показывал.

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Тогда откуда он о них узнал?

КОЛЯ НАУМОВ:
- Откуда я знаю? Может, от Юльки. Может, сам выдумал.

ЮЛЯ:
- Нет, я не рассказывала.

ФИМА:
- Нет, она не рассказывала. Верней, не она первая рассказала. Первым рассказал Коля. Потом уже, когда мы их разыскали, Алиса назвала их теми же именами. Ошибки быть не может.

СЛЕДОВАТЕЛЬ (обращаясь к детям):
- Фима правду говорит?

ЮЛЬКА:
- Да!

КОЛЯ НАУМОВ:
- Нет!

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Собрав все факты, мы точно узнаем, кто здесь говорит правду, а кто пытается запутать следствие. Фима, значит, вы утверждаете, что узнали о так называемых космических пиратах от Коли? В таком случае попрошу вас как можно точнее вспомнить всё то, что он вам рассказывал о пиратах. Во-первых, чем он убедил, что знаком с какими-то пиратами, к тому же космическими?

ФИМА:
- Это длинная история… А зачем вам плащ Понтия Пилата? Вы в древней Иудее тоже что-то расследуете?

СЛЕДОВАТЕЛЬ (борется с невольной улыбкой; побеждает её; включает запись на ноутбуке; делает рассеянное лицо):
- Плащ-то? Плащ принадлежит Николаю Николаевичу. Кстати, Коля, ваш сосед, случаем, не играл в самодеятельном театре?

ФИМА:
- Понтия Пилата!

КОЛЯ НАУМОВ (апатично):
- Может быть. Я не в курсе.

СЛЕДОВАТЕЛЬ (недовольным тоном):
- Хорошо… Понятно… (снова обращается к Фиме) А вы, Фима, ту длинную историю сейчас нам расскажете с самого начала (пододвигает к нему микрофон). И закончите, только когда дойдёте до конца.

Сцена 2.5

Лестничная площадка. На площадку выходят три двери. Средняя дверь приоткрыта. Вот она открывается полностью, из неё пытаются выйти и развернуться на тесной площадке санитары с носилками и человеком на них, накрытым простынёй. Чуть не роняют носилки, больной ойкает. Между тем открывается ещё и левая дверь. Оттуда появляется Коля Наумов (видим его со спины, но выноска сообщает, что это Коля Наумов).

КОЛЯ НАУМОВ (обращаясь к человеку на носилках):
- Николай Николаевич! Что с вами?

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (слабым голосом):
- Сердце, тёзка. Так неожиданно.

КОЛЯ НАУМОВ (удивлённо):
- Вы же ведёте здоровый образ жизни!

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ:
- Вот именно!

КОЛЯ НАУМОВ (приветливо):
- Поправляйтесь скорей! Вы мне обещали реванш!

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ:
- Обязательно. Учи пока защиту Нимцовича.

САНИТАР (другому санитару, указывая рукой на ключ в замочной скважине внутренней стороны двери):
- Не забудь вызвать участкового. Пусть опечатают квартиру.

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (обеспокоенно):
- Не надо! Вот этого не надо! (обращаясь к Коле) Коля, ты мне поможешь. Запри, пожалуйста, квартиру, а ключ отдай родителям, хорошо? Друга жду из Мурманска, он здесь переночует. Предупрежу его, что ключ у вас.

КОЛЯ НАУМОВ:
- Хорошо! А вы в какой больнице? Я вас навещу.

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ:
- Позвоню, как только разрешат вставать.

САНИТАР:
- Больной, простите, вам нежелательно разговаривать!

Сцена 2.6.

Кабинет следователя. Те же персонажи, что и в сцене 2.4.

ФИМА:
- У Николая Николаевича есть модель фрегата. Вот она (показывает снимок на экране смартфона). Я попросил Колю снять при случае с неё мерку. Хочу сам такой сделать. Вот он и решил: не случится ничего плохого, если зайти в квартиру Николая Николаевича и промерить модель. Ведь если бы Николай Николаевич был здоров, он бы, конечно, не был против!

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Но нельзя же заходить в чужие квартиры без разрешения хозяев!

ФИМА:
- У Коли было разрешение. Николай Николаевич часто бывал в командировках, а у него дома была пальма…

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- У Коли?

ФИМА:
- Нет, у соседа, у Николая Николаевича. И Коля в таких случаях поливал пальму. Правда, она потом всё равно засохла. Короче, Наумов спустился вниз вместе с санитарами, машина унеслась с оглушительным воем сирены…

КОЛЯ НАУМОВ (угрюмо):
- Не врубала она никакую сирену. Уехала, и всё. Правда, с мигалкой.

СЛЕДОВАТЕЛЬ (настороженно):
- Уехала? Вы всё-таки подтверждаете показания Фимы?

КОЛЯ НАУМОВ:
- До этого места подтверждаю. Всё так и было, и вы можете проверить, что Николай Николаевич лечился в больнице Склифософского.

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Мы уже проверили.

КОЛЯ НАУМОВ:
- А дальше я вернулся домой и сел читать книжку про защиту Нимцовича.

СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Понятно. Но я хотел бы закончить беседу с Фимой.

ФИМА:
- На самом деле домой он не возвращался, а поднялся по лестнице, открыл замок, зашёл в квартиру соседа…

Сцена 2.7.

Квартира Николая Николаевича. Прихожая. Полутьма. Короткие гудки телефона. На узком комоде на салфетке цвета аквамарин – модель фрегата.

КОЛЯ НАУМОВ, по-прежнему видимый зрителю только со спины, рассматривает модель, проходит в комнату, ставит на зарядное устройство трубку телефона, лежавшую на тумбочке возле неубранной постели (рядом с которой у распахнутого настежь окна стоит кадка с засохшей пальмой). Возвращается в прихожую. Любуется фрегатом.

Салфетка вдруг начинает колыхаться, по ней бегут волны, горизонт раздвигается – фрегат плывёт посреди бескрайнего морского простора, паруса обвисли – штиль. С нарастающей громкостью играет мелодия «Yellow submarine»; подымается ветер, наполняет паруса; постепенно крепнет шторм; срывает паруса с мачт. По морю на обломках кораблекрушения и на чём попало плывут разные странные создания; среди прочих плавающих предметов видно горлышко пузырька или бутылочки из бесцветного стекла. За штурвалом видим (со спины) Колю Наумова. Огромная волна захлёстывает фрегат (и всю живность, плавающую вокруг), он идёт по дну, но Коля, пуская пузыри, как ни в чём не бывало стоит за штурвалом, держась за него одной рукой, в другой держа бутылочку, в которой что-то или кто-то есть. Наконец, фрегат на дне сталкивается с подводной скалой, разбивается вдребезги, продрогшего Колю выбрасывает волной на берег, и он занимает место среди других окоченевших созданий, бегущих по кругу, в числе которых гусь, орлёнок, дронт… Мелодия достигает максимальной громкости. По пляжу катается в стихающих волнах прибоя пустая бутылочка. Сквозь эту сцену проступают контуры реальности – становятся видны, с каждым мигом всё чётче, коридор, комод и модель фрегата на нём.

Коля начинает «снимать мерку»: фотографирует смартфоном модель с разных сторон – на экране появляется трёхмерная модель. Коля прикосновениями масштабирует и выбирает элементы изображения – отображаются их размеры. Повторяет съёмку (для надёжности). Устраиваясь поудобней у комода в тесном коридоре, задевает коленкой ручку одного из его ящиков. Ручка неожиданно сдвигается в сторону, после чего вслед за ручкой в сторону отъезжает часть стены коридора, открывая узкий вход в потайную комнату.

КОЛЯ НАУМОВ (держась рукой за ушибленную коленку):
- Вот это да! (Звучит мелодия «Песни Билла Сиггера»: гитара, бас-гитара, синтезатор, ударные).

Сцена 2.8.

В потайной комнате. У левой стены шкаф. Рядом, опираясь на его стенку, стоят несколько сложенных раскладушек. Впереди зашторенное окно. У правой стены перевёрнутый пустой гранёный стакан размером почти до потолка с узким проёмом. Мелодия «Баллады об уходе в рай» звучит всё громче.

КОЛЯ НАУМОВ ныряет в проём. Проём вдруг закрывается, стакан становится непрозрачным на несколько мгновений, а когда его прозрачность восстанавливается – оказывается, что Коли там уже нет. Исчез.

Камера возвращается в комнату с пальмой. Сквозняк с силой захлопывает окно.

*****КОНЕЦ ЭПИЗОДА 2*****

Титры под мелодию «Песни Билла Сиггера» (дуэт гитар).