Литературный сценарий
мультипликационного фильма
по мотивам повести Кира Булычёва
«Сто лет тому вперёд»
Автор сценария – Н. Светлов
© Н. Светлов, 2019
© Проект romantiki.ru, 2019
Титры на фоне кадров Луны будущего. Технократический пейзаж: шахты, терриконы, заводы. Стадион, церквушка, мечеть. Невысокие массивные сооружения – вероятно, жилые – весёлых, жизнерадостных цветов. Некоторые сооружения явно ведут в обширные подлунные помещения. Деревья и фонтаны в стеклянных сосудах, напоминающих электролампочки накаливания; стройки; летающий транспорт. На очень широких, просторных улицах люди (немногочисленные) с детьми в лёгких, не обременяющих скафандрах. Взлетают и садятся космические корабли. В небе, на низкой окололунной орбите, летают какие-то странные конструкции. Фоновая мелодия: «Не думай о секундах свысока».
Больница. Двухместный бокс. Ночь. За окном полная луна. Юлька и Алиса в постелях при лунном свете. Звучит, стихая, мелодия песни «Не думай о секундах свысока» (пианино или аккордеон).
ЮЛЬКА:
- Но ведь ни один корабль с Земли ещё не покинул Солнечную систему!
АЛИСА:
- Во-первых, уже покинул. Правда, без людей. Называется «Пионер-10». Может, и
ещё какие-то были, я не очень помню историю тех лет.
ЮЛЬКА:
- А во-вторых?
АЛИСА:
- А во-вторых, я из будущего.
ЮЛЬКА:
- Чего?
Кабинет следователя. Обстановка и персонажи сцены 1.1. Следователь отключает запись.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (мрачно):
- Спасибо, спасибо… Только, Юля, видите ли, какое осложнение. Марию Павловну я
тоже приглашал, она тоже показания дала.
ФИМА (повернувшись в профиль к камере):
- И что?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Она утверждает, что не было в твоей палате никакого папы и никакого Александра
Борисовича.
ЮЛЬКА:
- Но я же…
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Помолчите. (спокойнее) Не перебивайте, пожалуйста. Мы опросили всю больницу, и
Александра Борисовича тоже. Все как один подтверждают показания Марии Павловны.
А ещё (листает папку) вот данные мобильной связи, их мы запросили у компании
[кто станет спонсором мультфильма - у того и запросили :)]. Вот время звонка, а
вот эти координаты указывают на место, где находился Александр Борисович, а
именно на его квартиру. Так скажите, Юля, зачем вы мне морочите голову,
утверждая, будто бы в палату кто-то приходил? Вы отдаёте себе отчёт в том, что
затрудняете, во-первых, поиск хулиганов, которые представляют опасность для
Алисы, а во-вторых, поиск Алисы, которую нужно защитить от хулиганов?
ЮЛЬКА опускает глаза и разводит руками.
ЗВОНОК НАСТОЛЬНОГО ТЕЛЕФОНА
СЛЕДОВАТЕЛЬ (в трубку):
- Понял, товарищ генерал. Сейчас буду, товарищ генерал.
С этого момента камера смотрит глазами следователя. Персонаж выходит из кабинета, стремительно следует коридорами и чугунными лестницами мимо каких-то кабинетов, тюремных камер и снова кабинетов, будто в компьютерной игре-бродилке. Наконец оказывается перед великолепной дверью в генеральский кабинет. Теперь мы видим на экране самого следователя. Он осеняет себя крестным знамением и стучится. Не дожидаясь ответа, заходит.
Кабинет генерала. Генерал с надетой на голову гарнитурой мобильного телефона сидит за огромным столом. Он очень похож на доктора Верховцева из ТТП. Над столом портрет молодого мужчины в штатском с хорошо различимой подписью «В. Шарапов». Ниже - мелко, неразличимо - годы жизни и смерти.
ГЕНЕРАЛ (пресекая попытку следователя произнести что-то уставное):
- Ну, докладывайте, Егор Степанович, докладывайте!
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Провожу перекрёстный допрос, товарищ генерал!
ГЕНЕРАЛ:
- Ну и?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Грибкова врёт, это очевидно. Пытаюсь понять её мотивы.
ГЕНЕРАЛ:
- А если не врёт?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Тогда врут все остальные.
ГЕНЕРАЛ:
- А что Наумов?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Наумов вообще не даёт показаний. Всё отрицает.
ГЕНЕРАЛ:
- Вот увидите: этот парень знает больше всех. С кем он дружит?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- С Катей Михайловой…
ГЕНЕРАЛ:
- Отставить.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- С Фимой Королёвым.
ГЕНЕРАЛ:
- Вот у Фимы вы и выясните, что ему рассказывал Коля Наумов.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Думаете, он ему что-то рассказывал?
ГЕНЕРАЛ:
- Уверен. Идите.
СЛЕДОВАТЕЛЬ по-военному делает налево кругом.
ГЕНЕРАЛ:
- Минуточку.
СЛЕДОВАТЕЛЬ по-военному делает налево кругом.
ГЕНЕРАЛ:
- Пропали два человека: Николай Николаевич и Пётр Ишутин. Это не считая троих
мифических персонажей: этой вашей Алисы и так называемых Крыса и Весельчака… как
его там?
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Весельчака У. (страстно) Только Алиса не мифическая! Её видели свидетели в
больнице, в школе, в семье Грибковых. Есть амбулаторная карта, классные журналы…
ГЕНЕРАЛ:
- Вот именно. Подозреваю, что против неё направлен опасный преступный замысел.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Товарищ генерал, состава преступления в этом деле нет. Максимум – хулиганство. До пятнадцати суток административного ареста.
ГЕНЕРАЛ (скептически):
- Ну-ну… Продолжайте расследование. Пока следствием точно установлена пропажа
двоих. А виновники разгуливают на свободе! А они должны сидеть… (поворачивается
к портрету Шарапова)
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- В тюрьме!
ГЕНЕРАЛ:
- Вот именно!
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Но ведь виновники…
ГЕНЕРАЛ:
- Будут сидеть! Я сказал.
Кабинет следователя. Следователь, вполоборота к нему Фима, спинами к камере - Юля и Коля Наумов (выноска: Коля Наумов, ученик 7«Б» класса, увлекается хоккеем, боксом и шахматами).
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Итак, Юля, ваши показания противоречат показаниям многих взрослых. Это очень
плохо!
ЮЛЯ:
- Не во всём. Я тоже подтверждаю, что Алик Борисович…
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Александр Борисович?
ЮЛЬКА:
- Да, Александр Борисович действительно был дома и пил чай. Тот, кто вошёл в
палату, был очень на него похож. Алиса назвала его Крысом с планеты Кро́крыс. И
Мария Павловна его тоже видела, только думает, что он ей показался.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (листает дело):
- Да, действительно, она упоминала про галлюцинации. Мы обязательно допросим её
ещё раз. Чем ещё вы можете подтвердить свои показания?
ЮЛЯ:
- Ну, вот мальчишки подтвердят! Коль, ну подтверди же!
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Коля, у меня к вам другая просьба. Не надо ничего подтверждать или
опровергать. Надо говорить правду. Вы встречались с человеком, которого Юля в
своих показаниях назвала Крысом?
КОЛЯ НАУМОВ:
- Это, во-первых, не человек. Во-вторых, я с ним не встречался. В-третьих,
вообще не существует никакого Крыса.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (Юле, удовлетворённо):
- Вот видите!
ФИМА (возмущённо):
- Предатель! (Обращается к следователю) Дайте лучше я расскажу.
КОЛЯ НАУМОВ (пожимает плечами):
- Тебе всё равно никто не поверит.
ФИМА:
- Я сам видел и Крыса, и Весельчака У.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Как вы узнали, что это Крыс и Весельчак У?
ФИМА:
- Вот он (кивает на Колю) мне о них и рассказал. Потом мы их встретили на
бульваре - Коля сказал, что это они.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (скептически):
- Ясно… Коля, что вы на это скажете?
КОЛЯ НАУМОВ:
- Ничего я ему не рассказывал и никого не показывал.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Тогда откуда он о них узнал?
КОЛЯ НАУМОВ:
- Откуда я знаю? Может, от Юльки. Может, сам выдумал.
ЮЛЯ:
- Нет, я не рассказывала.
ФИМА:
- Нет, она не рассказывала. Верней, не она первая рассказала. Первым рассказал
Коля. Потом уже, когда мы их нашли, Алиса тоже назвала их теми же именами.
Ошибки быть не может.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (обращаясь к детям):
- Фима правду говорит?
ЮЛЬКА:
- Да!
КОЛЯ НАУМОВ:
- Нет!
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Когда мы соберём все факты, относящиеся к этому делу, мы точно узнаем, кто
здесь говорит правду, а кто пытается запутать следствие. Но для протокола я
должен задать Фиме ещё один вопрос. Итак, Фима, вы утверждаете, что узнали о так
называемых космических пиратах от Коли. Поэтому попрошу вас как можно точнее
вспомнить всё то, что он вам рассказывал о пиратах. Во-первых, чем он убедил
вас, что действительно знаком с какими-то пиратами, да ещё и космическими?
ФИМА:
- Ну, это длинная история… А зачем вам плащ Понтия Пилата? Вы в древней Иудее
тоже что-то расследуете?
СЛЕДОВАТЕЛЬ (борется с невольной улыбкой; побеждает её; включает запись на
ноутбуке; делает рассеянное лицо):
- Плащ-то? Плащ принадлежит Николаю Николаевичу. Кстати, Коля, ваш сосед,
случаем, не играл в самодеятельном театре?
ФИМА:
- Понтия Пилата!
КОЛЯ НАУМОВ (апатично):
- Может быть. Я не в курсе.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (недовольным тоном):
- Хорошо… Понятно… (снова обращается к Фиме) А вы, Фима, ту длинную историю
сейчас нам расскажете с самого начала (пододвигает к нему микрофон). И
закончите, только когда дойдёте до конца.
Лестничная площадка. На площадку выходят три двери. Средняя дверь приоткрыта. Вот она открывается полностью, из неё пытаются выйти и развернуться на тесной площадке санитары с носилками и человеком на них, накрытым простынёй. Чуть не роняют носилки, больной ойкает. Между тем открывается ещё и левая дверь. Оттуда появляется Коля Наумов (видим его со спины, но выноска сообщает, что это Коля Наумов).
КОЛЯ НАУМОВ (обращаясь к человеку на носилках):
- Николай Николаевич! Что с вами?
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (слабым голосом):
- Сердце, тёзка. Так неожиданно.
КОЛЯ НАУМОВ (удивлённо):
- Вы же ведёте здоровый образ жизни!
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ:
- Вот именно!
КОЛЯ НАУМОВ (приветливо):
- Поправляйтесь скорей! Вы мне обещали реванш!
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ:
- Обязательно. Учи пока защиту Нимцовича.
САНИТАР (другому санитару, указывая рукой на ключ в замочной скважине
внутренней стороны двери):
- Не забудь вызвать участкового. Пусть опечатают квартиру.
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (обеспокоенно):
- Не надо! Вот этого не надо! (обращаясь к Коле) Коля, ты мне поможешь. Запри,
пожалуйста, квартиру, а ключ отдай родителям, хорошо? Друга жду из Мурманска, он
здесь переночует. Предупрежу его, что ключ у вас.
КОЛЯ НАУМОВ:
- Хорошо! А вы в какой больнице? Я вас навещу.
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ:
- Позвоню, как только разрешат вставать.
САНИТАР:
- Больной, простите, вам нежелательно разговаривать!
Кабинет следователя. Те же персонажи, что и в сцене 2.4.
ФИМА:
- У Николая Николаевича есть модель фрегата. Вот она (показывает снимок на экране
смартфона). Как раз за день до этого происшествия я просил Колю снять при
случае с неё мерку. Хочу сам такой сделать. Вот он и решил: не случится ничего плохого, если зайти в
квартиру Николая Николаевича и промерить модель. Ведь если бы Николай Николаевич
был здоров, он бы, конечно, не был против!
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Но нельзя же заходить в чужие квартиры без разрешения хозяев!
ФИМА:
- У Коли было разрешение. Николай Николаевич часто бывал в командировках, а у
него дома была пальма…
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- У Коли?
ФИМА:
- Нет, у соседа, у Николая Николаевича. И Коля в таких случаях поливал пальму.
Правда, она потом всё равно засохла. Короче, Наумов спустился вниз вместе с
санитарами, машина унеслась с оглушительным воем сирены…
КОЛЯ НАУМОВ (угрюмо):
- Не врубала она никакую сирену. Уехала, и всё. Правда, с мигалкой.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (настороженно):
- Уехала? Вы всё-таки подтверждаете показания Фимы?
КОЛЯ НАУМОВ:
- До этого места подтверждаю. Всё так и было, и вы можете проверить, что Николай
Николаевич лечился в больнице Склифософского.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Мы уже проверили.
КОЛЯ НАУМОВ:
- А дальше я вернулся домой и сел читать книжку про защиту Нимцовича.
СЛЕДОВАТЕЛЬ:
- Понятно. Но я хотел бы закончить беседу с Фимой.
ФИМА:
- На самом деле домой он не возвращался, а поднялся по лестнице, открыл замок,
зашёл в квартиру соседа…
Квартира Николая Николаевича. Прихожая. Полутьма. Короткие гудки телефона. На узком комоде – модель фрегата.
КОЛЯ НАУМОВ, по-прежнему видимый зрителю только со спины, рассматривает модель, проходит в комнату, ставит на зарядное устройство трубку телефона, лежавшую на тумбочке возле неубранной постели (рядом с которой у распахнутого настежь окна стоит кадка с засохшей пальмой). Возвращается в прихожую. Начинает «снимать мерку»: фотографирует смартфоном модель с разных сторон – на экране появляется трёхмерная модель. Коля прикосновениями масштабирует и выбирает элементы изображения – отображаются их размеры. Повторяет съёмку (для надёжности). Устраиваясь поудобней у комода в тесном коридоре, задевает коленкой ручку одного из его ящиков. Ручка неожиданно сдвигается в сторону, после чего вслед за ручкой в сторону отъезжает часть стены коридора, открывая узкий вход в потайную комнату.
КОЛЯ НАУМОВ (держась рукой за ушибленную коленку):
- Вот это да! (Звучит мелодия «Баллады об уходе в рай»: гитара, бас-гитара,
синтезатор, ударные).
В потайной комнате. У левой стены шкаф. Рядом, опираясь на его стенку, стоят несколько сложенных раскладушек. Впереди зашторенное окно. У правой стены перевёрнутый пустой гранёный стакан размером почти до потолка с узким проёмом. Мелодия «Баллады об уходе в рай» звучит всё громче.
КОЛЯ НАУМОВ ныряет в проём. Проём вдруг закрывается, стакан становится непрозрачным на несколько мгновений, а когда его прозрачность восстанавливается – оказывается, что Коли там уже нет. Исчез.
Камера возвращается в комнату с пальмой. Сквозняк с силой захлопывает окно.
Титры под мелодию «Баллады об уходе в рай» (дуэт гитар).